АМА̄Н («безопасность») — гарантия безопасности, которую мусульманин дает врагу, обычно немусульманину. В Коране этого термина нет, вместо него употребляется дживар («покровительство», «обязательство защиты», ср. К. 9:6). В посланиях Мухаммада к арабским племенам наряду с дживар в том же значении употребляется зимма (см. ахл аз-зимма). Впервые аман в смысле гарантии неприкосновенности жизни и имущества завоеванных встречается в договоре Халида б. ал-Валида с Дамаском (634 г.). Отличие аман от зимма в том, что это — акт пощады без определения дальнейших взаимных обязательств.
Отдельный мусульманин может дать аман только одному или нескольким точно определенным лицам, и другие мусульмане не вправе лишить их предоставленного им аман. Лишь имам или его уполномоченный могут дать аман всему населению города или его гарнизону. В период завоеваний это было исходным моментом заключения мирного договора (сулх).
Аман в форме охранного письма использовался как документ, гарантирующий безопасное пребывание немусульманина в мусульманской стране (а также группы паломников, купцов, представителей армии противника во время перемирия). Эта форма амана стала основой для установления договорных отношений европейских стран с Османской империей. Аман в позднее средневековые— просьба о пощаде, выкрикиваемая при сдаче в плен.
Лит-ра: J. Schacht. Aman.— El, NE, 1, 429—430.
О.Г.Большаков