Исламология
    Исламология
    • Главная
    • Указатели
      • Архитектурные памятники
      • Государства, династии, партии
      • Искусство, обычаи, праздники
      • Исторические события
      • Персоналии
      • Правовые толки
      • Письменные памятники
      • Правовые термины
      • Религиозные и философские термины
      • Религиозные и философские течения
      • Топонимы
      • Этнонимы и языки
    • О нас
    • Контакты
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты
      Расширенный поиск
      Исламология
      Исламология
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты

        ан-Нисба

        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 16 июня, 2022
        Содержание
        • 1.
          Статья
        • 2.
          Литература
        • 3.
          Автор

        ан-Нисба (араб., перс. нисбат) — «связь», «отношение» индивида с родом (племенем), географическим пунктом, профессией, занятием, по которым большинство мусульманских деятелей имело и имеет «вторичное» имя-нисбу, образуемое по одной из его социальных связей. Кроме того, ан-Н. — один из основополагающих психотехнических терминов исламского мистицизма, означающий духовную связь (ан-нисба ар-рухийа), с одной стороны, между здравствующим шайхом, принадлежащим к конкретной цепи духовной преемственности (силсила), и поколениями шайхов, почивших по данной линии, с другой — между этим же шайхом и его учениками. В суфийской литературе, например у Абу Хамида ал-Газали ат-Туси (1058–1111), для обозначения понятия «духовная связь» используется однокоренной термин мунасабат. Кроме «связующей» функции ан-Н. обладает функцией передавать духовный багаж или духовное наследие предыдущих поколений мистиков. Поэтому, например, в братстве накшбандийа ан-Н. именуется также персидским словом бар («груз», «тяжесть»), отражая качественную характеристику ан-Н.

        По этой причине во время инициации и на начальной стадии обучения в случае включения «пути божественного привлечения» (ал-джазба) в «путь обучения» (ас-сулук) связь «шайх-ученик» устанавливается только по инициативе первого во время духовно-вербального общения (ас-сухба, перс. сухбат), сопровождаясь духовным захватом (ат-тасарруф) второго и демонстрацией ему откровений скрытого мира, но только тех, которые тот в состоянии вынести. При этом шайх, как в высшей степени духовная личность, выступает в роли посредника (васита), связующего ученика с духовным миром.

        В дальнейшем все духовно-религиозные упражнения, приравниваемые к ас-сухба и предлагаемые шайхом ученику на пути обучения (зикр, хатм, рабита и т. д.), основной своей целью ставят самостоятельное установление ан-Н. учеником по отношению к шайху как воплощению божественного. Для успешной реализации ан-Н. ученику необходимо во время этих упражнений насколько можно полно вживаться в шайха и копировать его на трех уровнях: ментальном (постоянное мысленное удержание образа шайха), вербальном (повтор формул зикра или текстов хатма в манере и с пониманием, преподанным шайхом) и физическом (повтор вслед за шайхом определенной ритуальной позы — джалса). Как следствие первоначальная триада «божественное-шайх-ученик» заменяется на бином «шайх-ученик», когда шайх берет на себя функции божественного и становится (для конкретного ученика) как бы реальным воплощением Бога на земле. Последнее обстоятельство играет основную роль в понимании механизма функционирования суфийских братств.

        При достаточно полном вживании ученик реализуется в учителе как учитель, оставаясь при этом ему подконтрольным.

        Лит-ра: ал-Газали. Кимийа, 398, 408; ас-Сухраварди. ‘Авариф, 203–206; Кашифи. Рашахат, 116, 165; Хисматулин. Практика, 44–47; Meier. Zwei Abhandlungen, 63.

        А.А.Хисматулин.

        Категории:
        Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018Религиозные и философские термины
        Теги:
        МистицизмРитуал и практикиСуфизмШайх
        Рекомендуемые публикации схожей тематики
        ПАРДЕ-Х̱АНӢ
        • 5 мая, 2025
        ГЕММЫ МУДРОСТИ
        • 28 апреля, 2025
        Баба, титул
        • 24 декабря, 2024
        Арба‘ин
        • 27 ноября, 2024