Исламология
    Исламология
    • Главная
    • Указатели
      • Архитектурные памятники
      • Государства, династии, партии
      • Искусство, обычаи, праздники
      • Исторические события
      • Персоналии
      • Правовые толки
      • Письменные памятники
      • Правовые термины
      • Религиозные и философские термины
      • Религиозные и философские течения
      • Топонимы
      • Этнонимы и языки
    • О нас
    • Контакты
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты
      Расширенный поиск
      Исламология
      Исламология
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты

        ат-Тасарруф

        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 22 июня, 2022
        Содержание
        • 1.
          Статья
        • 2.
          Литература
        • 3.
          Автор

        ат-Тасарруф — один из важных терминов исламского мистицизма, означающий духовный захват мистика божественным. Общие высказывания относительно этого термина встречаются уже в сочинениях ал-Кушайри (986-1072) и ал-Газали (1058-1111), которые понимали под ат-Т. охваченность божественным всего мирского, воспринимаемую мистиком через духовное сердце. В случае если сердце мистика очищено от мирских страстей, между ним и божественным устанавливается духовная связь (ал-мунасаба, перс. мунасабат), благодаря которой он захватывается божественным и становится его проводником. Дальнейшая логическая разработка термина относится к периоду становления и расцвета суфийских братств (XII-XV вв.), когда шайх, являясь посредником между божественным и учениками и отражая в своем сердце-зеркале духовную связь, направляет ее на своих учеников, осуществляя тем самым их духовный захват. Технически ат-Т. предшествует мысленная концентрация (араб., перс, таваджжух) шайха на образе ученика, после чего происходит духовный захват через область сердца, заполняющий ученика изнутри. В законченном варианте ат-Т. приводит к открытию внутреннего духовного видения (перс. басират) в связи с чем, наблюдая (перс. мушахада) явленное из скрытого мира (‘алам-и гайб), ученик абстрагируется от внешнего и объективно пребывает в экстатическом состоянии (хал). Самостоятельно ученик может вызвать ат-Т. на себя во время отправления определенного рода психотехнических упражнений, основная цель которых— установление духовной связи с патроном, для чего образ последнего необходимо постоянно мысленно удерживать.

        Лица, способные к ат-Т., подразделяются на следующие категории: ма‘зун и мухтар — произвольно осуществляющие ат-Т. в любое время, в любом месте и на ком угодно; ма‘мур — осуществляющие ат-Т. по указанию свыше; маглуб — могущие осуществлять ат-Т. только в экстатическом состоянии (хал). При применении ат-Т. могут преследоваться различные цели, начиная от первоначального привлечения учеников и устранения препятствий в восприятии духовным партнером божественного и заканчивая демонстрацией духовной силы и духовным опустошением.

        Ат-Т. широко использовали шайхи братства накшбандийа, которые, обосновывая его применение особенностью избранного сочетания в прохождении мистического Пути, а именно включением окончания Пути в его начало, практиковали ат-Т. для привлечения учеников.

        Лит-ра: ал-Газали. Кимийа, 20-21; Кашифи. Рашахат, 322; Хисматулин. Практика, 47-53; R.Gramlich. Das Sendschreiben al-Qušayris uber das Sufitum. Wiesbaden, 1989, 390 (41.11).

        А.А.Хисматулин

        Категории:
        Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018Религиозные и философские термины
        Теги:
        МистицизмРелигиясистема взглядов
        Рекомендуемые публикации схожей тематики
        Хусайнийа (2)
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 19 октября, 2022
        Чилтан
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 6 июля, 2022
        ал-Фукка‘и
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 5 июля, 2022
        ат-Тирмизи
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 28 июня, 2022