аш-ШӢ‘А («приверженцы», «партия») — шииты, общее название различных группировок и общин, признавших ‘Али б. Аби Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммада. Вскоре после смерти Мухаммада часть его сподвижников (Салман ал-Фариси, Абу Зарр ал-Гифари, ал-Микдад и др.) выступила за преемство ‘Али, за сохранение верховной власти в «семье Пророка», признав незаконной присягу Абу Бакру. В ходе борьбы за власть в начале второй половины VII в. образовалась религиозно-политическая группировка (аш-ши‘а) сторонников передачи верховной власти ‘Али как ближайшему родственнику и духовному преемнику Пророка. Эта группировка явилась ядром движения, которое нарушило первоначальное религиозное единство мусульманской общины и позднее привело к разделению ее на две основные части—суннитов и Ш. По своему значению этот раскол вышел за рамки династийного соперничества за власть внутри Халифата, оказав огромное влияние на судьбу мусульманского мира.
После убийства ‘Али его приверженцы — Ш. довели борьбу за возвращение верховной власти имамата) в «семью Пророка», под которой они поддразумевали исключительно Алидов— потомков ‘Али. Первоначально основная масса Ш. считала, что право Алидов на имамат основывается на родстве ‘Али с Пророком и его личных качествах. Однако еще при жизни ‘Али некоторые его приверженцы (в частности, его маула Канбар, ‘Абдаллах б. Саба’ и др.) начали проповедовать «божественность» имамата, утверждая, что Пророк назначил ‘Али своим духовным преемником (васи).
Военно-политические поражения Ш. (гибель ал-Хусайна, разгром выступления ал-Мухтара) содействовали тому, что их энергия все больше направлялась в область религиозных идей. На базе религиозно-политической группировки алидов, отстаивавшей кровнородственное право на власть, зародилось шиитское движение, взявшее на вооружение и проповедовавшее мистические представления о верховной власти. Обращение в ислам населения восточных провинций Халифата (Ирака, Ирана), где издавна бытовала идея божественной манифестации, способствовало распространению среди Ш. представления об имамах как о носителях «божественной субстанции». В противоположность суннитам и хариджитам, провозгласившим выборность главы общины, Ш., исходя из божественной природы верховной власти и рассматривая ее как таинственную эманацию «божественной благодати» в роду ‘Али, принципиально отвергли саму возможность избрания имама. Опираясь на многочисленные предания и аллегорическое толкование отдельных мест в Коране, согласно которым Пророк якобы определенно указал на ‘Али как на своего преемника и оставил ему духовное завещание, Ш. отстаивали принцип наследственной верховной власти в роду ‘Али.
Шиитский призыв «К Богоугодному из рода Мухаммада!», к возвращению верховной власти «семье Пророка» находил благодатную почву благодаря широкому недовольству в Халифате правлением Омейядов. Ш. проповедовали, что все беды происходят от «незаконного» правления Омейядов, «узурпировавших» власть, и что возвращение верховной власти Алидам приведет к установлению справедливости, к исполнению божественного повеления. Шиитская пропаганда способствовала свержению династии Омейядов, однако плодами этой многолетней борьбы воспользовалась другая ветвь хашимитов, родственников Пророка,— Аббасиды. Алиды не прекратили борьбу за власть, но их размежевание с Аббасидами значительно сузило социальную базу шиитского движения. К тому же и в самом шиитском движении не было единства. Разногласия и расколы среди Ш. вызывал прежде всего вопрос о передаче права на имамат тем или иным потомкам ‘Али. Уже в VIII в. шиитское движение распалось на два основных течения— «умеренное» и «крайнее» (см. схему 5). К «умеренным» Ш. относят зайдитов и имамитов. Другое течение представляли так называемые «крайние» Ш., обожествлявшие алидских имамов, и исма‘илиты, учение которых настолько далеко отошло от основных положений ислама, что, по существу, стало самостоятельной религией. В свою очередь, эти ответвления распались на многочисленные общины.
На протяжении всей истории ислама Ш. с переменным успехом вели борьбу за возвращение власти потомкам ‘Али. Наиболее энергично эту борьбу вели зайдиты и исма‘илиты, которым удавалось в разных концах мусульманского мира (Табаристан, Йемен, Египет) создавать алидские государства (имаматы). В настоящее время шиитского вероучения придерживается абсолютное большинство населения Ирана, более половины населения Драка, значительная часть мусульман Ливана, ЙАР, НДРЙ и Бахрейна. Различные шиитские общины существуют практически во всех мусульманских странах. В последние годы, особенно с победой антишахской революции в Иране, заметно возросла политическая активность Ш. в мусульманском мире, в частности в Ливане.
Лит-ра: ан-Наубахти. Шиитские секты; ал-Аш‘ари. Макалат, 5—85; аш-Шахрастани. Книга о религиях, 131 — 173, 220—237; ал-Исфахани. Макатил; Петрушевский. Ислам; ‘Ирфан. Дирасат, 9—65; Е. А. Резван. Термин ши‘а в Коране (к истории понятий «секта», «религиозно-политическая группировка»).— ПП и ПИКНВ. 1983, 1, 200—206; R. Strothmann. Shi‘a.— Handwӧrterbuch, 684—692.
С. М. Прозоров