Биби Хейбат («Госпожа Величество») — одно из самых почитаемых в Азербайджане святых мест (имам-зада, пир, мазар). Это — культовый комплекс в 5–6 км к юго-западу от Баку за Баиловым мысом, на склоне горного отрога и на небольшой береговой полосе, в сел. Ших (или Шихово), получившем это название от шайхов, владевших в своё время этой святыней.
По преданию, в этом месте была похоронена одна из дочерей седьмого шиитского имама Мусы ал-Казима, бежавшего от преследований со стороны аббасидского халифа Харуна ар-Рашида (786–809). Члены семьи Мусы ал-Казима, опасаясь преследований, бежали в Иран. Одна из его дочерей, Фатима ал-Ма‘сума (перс. Хазрат-и Фатима-йи Ма‘сума), была отправлена в г. Кумм, являвшийся оплотом шиизма. Там она умерла (в 816 г.), и место её захоронения стало вторым в Машхаде/Мешхеде после могилы её брата — восьмого шиитского имама Абу-л-Хасана ‘Али б. Мусы ар-Риды (перс. Реза, ум. в 818 г.) — местом паломничества шиитов-имамитов. Азербайджанцы даже называют этот город Ма‘сума-йи Кумм.
Две другие дочери седьмого имама — Хазрат-и Хакима-ханум и Хазрат-и Рахима-ханум (усыпальница последней находится в апшеронском сел. Нардаран) — поселились на территории современного Северного Азербайджана, на Апшеронском полуострове, близ Баку. Хазрат-и Хакима-ханум поселилась в доме богатого человека хаджжи Бадра, который ради сокрытия её настоящего имени называл её по-персидски биби — «госпожа».
По преданию, это была образованная женщина, обладавшая даром чудотворчества. Несмотря на старание хаджжи Бадра скрыть настоящее имя его «госпожи», жители Баку и близлежащих селений, узнав, что здесь живёт представитель «семьи дома Пророка» (араб. ахл ал-байт, перс. ахл-и байт), стали приходить к ней на поклон и просить её благословения, к ней шли люди с различными недугами, бесплодные женщины, несправедливо обиженные. Хазрат-и Хакима-ханум умерла в середине IX в. и была похоронена здесь же, выше береговой полосы, на склоне горы. После её смерти хаджжи Бадр завещал похоронить его рядом с могилой его «госпожи». Место захоронения Хазрат-и Хакима-ханумы и поселение вокруг него стали называть Б. Х., которое со временем превратилось в святыню и стало местом паломничества мусульман-шиитов Ирана и Азербайджана.
Строительство усыпальницы (турба, араб.) над могилой Хазрат-и Хакима-ханумы (её называли также Фатима младшая, араб. Фатима ас-сугра, перс. Фатима-йи сугра) и мечети было завершено примерно в 1281–1282 гг., в последний год правления ширваншаха Фаррух-зада II б. Асхитана II (1259–1282) из шиитской династии Кесранидов (1027–1382). Сооружение этого культового комплекса было частью внутренней политики ширваншахов Кесранидов, придававших большое значение строительству крепостных сооружений, мечетей, караван-сараев и т.д. в Баку и на Апшероне.
По указу Кесранида Фаррух-зада II б. Асхитана II архитектор Махмуд б. Са‘ид построил усыпальницу, мечеть и минарет высотой около 20 м. Создатель этого комплекса был известным в те времена архитектором-строителем, в частности, он проектировал и сооружал суфийскую ханаку близ сел. Наваги на р. Пирсагат, где похоронен последователь хорасанского шайха Абу Са‘ида ал-Майхани (967–1049) — пир Хусайн Ширванан (аш-Ширвани — ум. в 1071-72 г.), который считается основателем суфизма в Азербайджане.
Культовый комплекс Б. Х. в течение последующих 6–7 веков претерпел несколько ремонтно-реставрационных работ. По сообщениям русских востоковедов Б.А.Дорна (1805–1881) и И.Н.Березина (1818–1896), исследовавших этот комплекс, в нём проводились реставрационные работы почти при всех правителях Сафавидского государства — шахе Тахмаспе I (1524–1576), ‘Аббасе I (1587–1629), Тахмаспе II (1722–1732) и др. В 1619 г. прямо при входе в старую мечеть имелась надпись, свидетельствовавшая о том, что мечеть была отреставрирована по приказу шаха Тахмаспа I. На северных воротах мавзолея Хазрат-и Хакима-ханумы была высечена надпись, гласившая, что эти ворота были отреставрированы шахом ‘Аббасом.
В 1795 г. были проведены крупные реставрационные работы в мавзолее: построены новые водоём (ховуз) и овдан, в конце XIX в. — новая турба под склепом, в 1911 г. к ней с севера была пристроена так называемая Новая мечеть.
В средние века вокруг культового комплекса Б. Х. поселились суфийские шайхи, превратившие это место в суфийский центр, которому покровительствовали власти. Такая практика сложилась почти повсюду в Азербайджане. Уже во времена ширваншаха Халил Аллаха I (1417–1466) из династии Дарбанди/Дербенди (1382–1538) во главе культового комплекса Б. Х. стояли наследственные шиитские суфийские шайхи, и, согласно правительственным фирманам, этому мазару в качестве вакфа дарились земли близлежащих селений на правах сойургала (условного земельного пожалования). В период Сафавидов вакф с этих земель принадлежал мазару Б. Х., фактическим же правителем его был шайх-попечитель (мутавалли) этого культового комплекса. Согласно фирманам сафавидских шахов, шайхи, ведавшие делами мазара и стоявшие во главе суфийского братства, происходили из одного рода. Из некоторых фирманов явствует, что соблюдался строгий порядок наследования шайхов Б. Х., управлявших мазаром на протяжении более ста лет (1547–1668). Это: 1) Мутавалли аш-шайх Бунйад ал-Бакуви (ум. в 1555-56 г.) и его потомки; 2) сын Бунйада аш-шайх Гулам ‘Али-хаджжи (ум. в 1606 г.); 3) аш-шайх ‘Абид-хаджжи б. аш-шайх Шариф б. аш-шайх ‘Абид (ум. до 1636-37 г.); 4) аш-шайх Аскар ‘Али-хаджжи (ум. в 1653 г.) — племянник и зять аш-шайха Гулам ‘Али-хаджжи, выполнявший обязанности мутаваллийа, но вакф принадлежал дочери последнего; 5) мутавалли аш-шайх Мухаммад Муким был ещё жив в 1667 г.
Все эти шайхи были последователями школы нишапурских суфиев. Известный востоковед, академик, Герой Советского Союза З.М.Буниятов был потомком этих шайхов, о чем свидетельствует его генеалогическое древо. В сел. Шихово сохранился их родовой дом, в котором живёт его сестра.
Упомянутые суфийские шайхи-саййиды были представителями мусульманского духовенства г. Баку, владевшего большим вакфным имуществом. Среди документов, относящихся к этому вакфу, — 10 фирманов, пожалованных сафавидскими шахами шайхам суфийской обители при мазаре Б. Х. Согласно этим фирманам, за шайхом Бунийадом ал-Бакуви и его сыном аш–шайхом Гулам ‘Али-хаджжи закреплялось владение сел. Зых близ Баку. Шайху уступалось право взимания в свою пользу всех налогов и податей. Таким образом, земля сел. Зых была вакфом мазара, а причитающаяся государству рента-налог с этой же земли была пожалована мазару в качестве сойургала.
В Б. Х. были захоронены известные личности Азербайджана. Выдающийся политический деятель, правитель Кубинского и Дербентского ханств Фатали-хан (Фатх-‘Али правил в 1736–1789 гг.) часто посещал могилу Хазрат-и Хакима-ханумы и делал большие пожертвования вакфу мазара. Во время одного из таких паломничеств он скончался и был захоронен недалеко от места захоронения Хазрат-и Хакима-ханумы.
Так называемые Старая и Новая мечети и турба были полностью разрушены (взорваны) в 1936 г. по указанию первого секретаря ЦК КП АзССР М.-Дж.Багирова. Тогда же были разбиты надмогильные камни. Здесь была проложена одна из основных магистральных дорог, ведущих в город и из города, а прямо на месте комплекса была поставлена Триумфальная арка. По преданию, жители селения, узнавшие о планах властей, смогли ночью перенести 4 надмогильных памятника и закопать глубоко в землю. Несмотря на официальные запреты, и в годы советской власти это место оставалось одной из самых почитаемых шиитских святынь Азербайджана, куда стекались верующие со всех концов Республики.
По инициативе Гейдара Алиева на месте разрушенного комплекса Б. Х. был построен новый культово-архитектурный комплекс по проекту архитектора Сабира Оруджева.
Разрушенный культовый комплекс по своему художественно-эстетическому виду являлся ярким образцом средневековых бакинских мечетей, а единственный двадцатиметровый минарет с ребристым куполом — типичным примером средневековой ширванской школы архитектуры. «Старая» мечеть гармонировала с окружающей местностью.
Новый комплекс сохранил важные элементы старого, но по размеру и некоторым другим характеристикам является современным образцом традиционной ширвано-апшеронской школы зодчества. В него входят: обширный внутренний двор с небольшим водоёмом (ховуз и овдан), несколько небольших служебных и хозяйственных помещений (в частности, дастамаз-хана — помещение для ритуального омовения перед молитвой/намазом), помещение для жертвенных животных. Главенствующая роль в объёмно-пространственной композиции комплекса отведена мавзолею-усыпальнице (турба), воздвигнутой над склепом, под которым захоронены Хазрат-и Хакима-ханума, её дети и хаджжи Бадр.
Турба расположена в центре всей (по главной юг–север) оси комплекса. С севера и с юга к мавзолею примыкают две мечети. Весь комплекс, в том числе и минареты, облицованы традиционным апшеронским камнем из серовато-жёлтого известняка-аглай-дашы или же, как его ещё называют, гызылы гюздак (размер облицовочных камней 48,95×35,6 см).
Турба и мечети завершаются ребристыми куполами, посаженными на двенадцатигранные барабаны. По всему периметру невысоких барабанов повторяются небольшого размера (по высоте и по ширине) 24 стрельчатых окна, которые дают возможность доступа дневного света в мавзолей и мечеть. 24 окна помещены отдельно по всему периметру барабанов южной мечети, мавзолея и северной мечети. Минареты симметрично расположены относительно центрального портала и имеют одинаковую высоту в 20 м; у основания они имеют форму квадратного четырёхгранника, чуть выше — цилиндрическую форму. На верхней площадке, которая несколько расширяется в виде балкона, богато украшенного резьбой и сталактитами, поднимается ещё и небольшая восьмигранная колонна, которую венчает полукруглый ребристый купол. Балконы минаретов (шерефе) украшены железными узорными перилами. Мечети и мавзолей имеют почти кубическую форму.
Поскольку Б. Х. является женской святыней, то первоначальной задумкой архитектора было создание для женщин более комфортных условий ее посещения. По плану архитектора, женщины должны были подняться в свою часть мечети по двусторонней лестнице, находящейся в северной части комплекса («северная» мечеть). Совершив намаз, они должны были пройти на айван — круговой балкон, который должен был быть расположен вокруг стеклянного стержня (склепа), находящегося над святыми могилами. Айван, по плану архитектора, должен был быть расположен над верхней частью стержня, как бы на втором этаже. Женщины могли одновременно с мужчинами совершать обход вокруг стеклянного стержня, не сталкиваясь при этом с ними.
Однако со временем планы архитектора изменились, и поэтому сейчас мужчины молятся в «северной» мечети, а для женщин отведено специальное помещение в «южной» мечети на первом этаже. Женщины приходят в свою мечеть, молятся, а затем поднимаются по лестнице главного портала и совершают многократный (трёх- или семиразовый) обход вокруг склепа. Мужчины также входят в мавзолей через главный портал, совершают паломничество (обход вокруг могил), а затем через северные ворота входят в «северную» мечеть для молитвы.
Высокие стрельчатые окна повторяются практически по всему периметру культового комплекса. Купол, которым завершается турба, выше других куполов. Эркер, выходящий на магистральную дорогу тремя гранями, является продолжением восьмигранной основы планировочной структуры турбы. Тем самым подчеркивается монументальность комплекса со стороны западной части, которая выходит на магистральную дорогу. Сейчас административные помещения размещены во дворе комплекса. У внешней, смежной с мавзолеем стены помещен каменный водоём — ховуз, украшенный резьбой по камню, по краям которого висят чашечки для питья «святой» воды. Напротив «южной» мечети располагается ещё один ховуз — для омовения. В углу около первого ховуза находится ниша для различных хозяйственных предметов мечети.
Интерьер «южной» мечети представляет собой продолговатую четырёхугольную комнату со стрельчатым сводом. На южной стене размещен михраб, полукруглый свод украшен сталактитами и резным орнаментом. Рядом с михрабом размещён минбар. В мечеть можно войти через две двери, между которыми находится ниша. В середине мечеть разделена поперёк на две части стрельчатой полуаркой, не доходящей до пола.
В мавзолей входили через главный портал — высокую дверь со стрельчатой аркой, далее попадали в вестибюль, который фактически объединяет все основные объёмы комплекса. Отсюда вход собственно в склеп. Пол выложен мрамором. Дверь, ведущая в «старую» мечеть, также украшена орнаментом и окружена деревянной рамкой. Из мавзолея в «северную» мечеть ведут две двери с лестницей в 5 ступенек. «Северная» мечеть примечательна минбаром, украшенным красивым узором.
Лит-ра: С.Ашурбейли. Государство Ширваншахов. Баку, 1983, 148–149, 152–158, 160; Аббас Кули-ага Бакиханов. Гюлистан-и Ирам. Баку, 1991, 86; С.Ашурбейли. История города Баку. Баку, 1992, 158–163; М.Неймат. Пиры в Азербайджане. Баку, 1992, 34–37.
Н.Э.Алескерова