БИД‘А (мн. ч. бида‘, от бада‘а — «вводить новое», «создавать впервые») — новшество, нововведение. Представление о бид‘а сложилось в антиомейядской оппозиционной среде, прежде всего у шиитов и хариджитов, обвинявших халифа ‘Усмана в разного рода «нововведениях» — мероприятиях, противоречивших, с их точки зрения, словам и поступкам пророка Мухаммада. В дальнейшем это понятие было перенесено в область догматики и получило широкое употребление в полемической и доксографической литературе уже в значении «порочное представление», «заблуждение». Понятие бид‘а не имело четких границ: одно и то же действие или суждение представители разных догматических школ характеризовали то как «недозволенное новшество», или «заблуждение», то как «правоверие», освященное авторитетом Корана и сунны. Так, представления о свободе человеческой воли, которые проповедовали Ма‘бад ал-Джухани (казнен в 699-700 или 703 04 г.), Гайлан ад-Димашки (казнен около 742 г.), Джахм б. Сафван (казнен в 745 г.) и др., одними богословами принимались, а другими отвергались как «недозволенное новшество». Сторонники и противники антропоморфизма, ссылаясь на Коран, обвиняли друг друга в «заблуждении». Еще в большей степени это касалось эсхатологических представлений мусульман (переселение душ, лицезрение Аллаха, рай и ад и т. д.).
Лит-ра: Wensinck. Concordance, 1, 152; MSt, 2, 22 и сл.; Goldziher. Vorlesungen, 71—73.
С.М.Прозоров