ГУЛА̄Т (ед. ч. га̄лӣ; «крайние», придерживающиеся «неумеренных» взглядов) — общее название многочисленных группировок и общин, представлявших «крайнее» течение в шиитском исламе. Мусульманские доксографы считали «крайними» тех, кто проповедовал «неумеренные» взгляды в отношении ‘Али и его потомков, подразумевая под «неумеренностью» прежде всего их обожествление. Согласно мусульманской традиции, первым «крайним» шиитом был ‘Абдаллах б. Саба’, отрицавший смерть ‘Али и ожидавший его возвращения. Наибольшая активность «крайних» шиитов (кайсаниты, хаттабиты, мугириты, мансуриты и др.) пришлась на VIII в. — период наименьшей стабильности общественных отношений, период смены династий. Деятельность «крайних» шиитов проходила в то время преимущественно на территории Ирака— в стране древних цивилизаций и синкретических верований, что предопределило пестроту и эклектичность религиозно-политических представлений «крайних» шиитов. Наиболее древними и популярными были различные представления об эманации «божественного» духа или света. Идея «божественной» сущности верховной власти находила выражение в признании за имамами из рода ‘Али исключительных, сверхъестественных свойств, которые они приобретают с получением духовного завещания от предшествующего имама.
Потребность верующих в практическом руководстве общиной приводила к тому, что появлялись различного рода заместители (халифа), доверенные (вакил), временные исполнители (ка’им) повелений обожествляемых имамов. Идеи заместительства имама-бога на земле получали дальнейшее развитие в форме посланнических и пророческих миссий. Появлялись многочисленные «пророки» (наби), «посланники» (расул), «врата» (баб), которым ниспосланы «откровения» (вахй, танзил), «пути» (сабаб), «доказательства» (худжжа) и т. д. Претенденты на пророческую и посланническую миссии часто приходили к обожествлению самих себя.
Деятельность «крайних» шиитов активно способствовала внедрению отдельных элементов эллинистическо-христианского гностицизма, неопифагореизма и других идеологических систем в сознание мусульманских народов и привела к тому, что многие понятия и представления, чуждые или даже враждебные раннему исламу, в той или иной форме, проникли в ислам, оказав влияние на формирование религиозно-политической идеологии также и «умеренных» шиитов. Именно в среде «крайних» шиитов зародились идеи о «скрытом состоянии» и «возвращении» имамов (ал-гайба, ар-радж‘а), об их «пророческих» знаниях и непогрешимости, о «божественном» воплощении, о воскресении и переселении душ. Эти идеи стали затем элементами догматической системы «умеренных» шиитов.
Лит-ра: ан-Наубахти. Шиитские секты, 93—99; С. М. Прозоров. Эволюция доктрин «крайних» шиитов — гулат — в исламе (VIII — первая половина X в.).— НАА. 1974, 3, 146—153; М. Абд ат-Ати. Харакат аш-ши‘а ал-мутатаррифин, Каир, 1954; М. G. S. Hodgson. Ghulat.— EI, NE, 2, 1119—1121.
С.М.Прозоров