Джаридат Дагистан (араб., «Газета Дагестан») — общественно-политический, литературный и научно-популярный еженедельник, издававшийся на арабском языке в административном центре Дагестанской обл. — г. Темир-Хан-Шура (совр. Буйнакск Республики Дагестан) с 7 января 1913 г. по 21 марта 1918 г. Газета выходила сначала по понедельникам, а с 22-го номера — по субботам и распространялась по подписке в Дагестане, Чечне, Ставрополье, на Кубани, в Азербайджане и Туркистане. С 19 января 1918 г. по 15 января 1919 г. издавалась под названием «Дагестан».
Инициатором создания Дж. Д. был генерал-губернатор Дагестанской обл. С.В.Вольский. Он собирался сделать её официальным органом российской администрации, в котором должны были перепечатываться материалы из «Дагестанских областных ведомостей». Газета должна была служить «просвещению» мусульман области и распространению среди них цивилизаторских идей русских властей. Она была рассчитана на местную мусульманскую интеллигенцию, для которой языком науки и культуры был литературный арабский. Официальным редактором Дж. Д. стал Бадави Саидов (1877–1927) из сел. Чох, начальник Канцелярии военного губернатора Дагестана, одновременно занимавший пост председателя «Общества просвещения туземцев-мусульман Дагестанской области». Первый год своего существования газета финансировалась из бюджета администрации, с 1914 г., из-за убыточности издания, все расходы по её публикации взял на себя Б.Саидов. Большую помощь ему оказывал его земляк Мухаммад-мирза Мавраев (1878–1964), знаменитый дагестанский первопечатник. Все номера Дж. Д. выполнены литографским способом в его исламской типографии.
В Дж. Д. было четыре полосы и несколько постоянных рубрик: раздел официальных сообщений, хроника текущих событий на Кавказе, в России и за рубежом, литературная часть, разделы писем, объявлений и научно-популярных статей.Одним из ведущих сотрудников газеты стал Али Каяев (1878–1943) из сел. Кумух, известный дагестанский мударрис и ученый, популяризатор научных знаний. Он сразу же взял на себя все заботы по редактированию издания, а с января по март 1918 г. занимал должность официального редактора Дж. Д. А.Каяев вёл важнейшие рубрики газеты, регулярно отвечал на вопросы читателей, разъясняя интересовавшие их правовые и богословские проблемы ислама и его повседневной обрядовой практики (например, об определении начала поста в месяц рамадан, о никахе и т.д.). Его перу принадлежит большинство опубликованных в Дж. Д. статей. Через газету А.Каяев пропагандировал идеи мусульманского реформаторства (ал-ислах), выступая прежде всего за введение в мактабах и мадрасах новых методов обучения (асалиб ат-та’лим ал-джадида). Взгляды А.Каяева разделяли Мухаммад Дибиров, Ахмад Каради Закуев из Кумуха, Абу Суфйан Акаев, Гамзат Цадаса (Хамза, сын Махама из сел. Цада), Аскар-кади из Дженгутая, Мас‘уд из Могоха, Муртада из Кудали, Са‘ид Габиев, Сайфуллах-кади Башларов, Мас‘уд из Чечни и другие известные ‘улама’ Дагестана и Северного Кавказа. На страницах газеты разворачивались ожесточенные споры между сторонниками новометодной и традиционной мусульманской школы.
В разделе официальных новостей (ал-кисм ар-расми) печатались переводы на арабский язык приказов генерал-губернатора Дагестанской обл., распоряжения начальников округов и другие важнейшие постановления российской администрации для мусульман и немусульман края. Среди них большой интерес представляют Закон о прекращении зависимых отношений поселян к бекам в Дагестанской обл. и Закатальском округе Елизаветпольской губернии (1913 г.); законопроекты 1913–1914 гг. о реформировании так называемых горских судов (ал-махаким ал-джабалийа), опиравшихся в своей деятельности на нормы мусульманского и обычного права; вызвавший бурю недовольства законопроект о ведении делопроизводства на русском языке вместо арабского (1913 г.). После Февральской революции 1917 г. Дж. Д. всё больше внимания стала уделять общероссийским проектам окончания Первой мировой войны, созыва Учредительного собрания, социализации земли. В последние месяцы существования газеты в ней оживлённо обсуждались проблемы начинавшейся тогда Гражданской войны и вызванного ею раскола (фитна) среди мусульман Северного Кавказа.
Литературный раздел (ал-кисм ал-адаби/ал-адабийат) включал в себя стихи арабских и дагестанских авторов на суфийские сюжеты, сатиры в стихах про мусульман, ухитрявшихся обойти предписания шари’ата (ал-хийал аш-шар‘ийа) или занимавшихся ростовщичеством (ар-риба’), стихотворения, посвященные пророку Мухаммаду, Корану, сунне Пророка.
Для мусульман Дагестана газета служила справочником по самым разнообразным отраслям знания. В её научно-популярных статьях (ал-кисм ал-‘илми) много места отводилось истории ислама, мусульманского и немусульманского мира, философии, географии, астрономии, медицине. Али Каяев, Муртада из Кудали писали о последних достижениях европейской науки и техники. Они совершенно по-новому подходили к истории распространения ислама, находя ей параллели в других исторических контекстах. А.Каяев, например, сравнивал положение пророка Мухаммада в окружении враждебных ему курайшитов до переселения (хиджра) в Йасриб с положением дагестанских мусульман в составе Российской империи. По его мнению, в обоих случаях важно было избегать войны с более сильным противником ислама, которая сулила мусульманам гибель.
Интересную информацию о новых книгах по арабской грамматике, хадисоведению, фикху, изданиях Корана, учебниках и словарях сообщали объявления (ал-и‘ланат), печатавшиеся на 4-й полосе газеты. Здесь сообщалось о публикациях типографии М.-м. Мавраева, выходивших в ней мусульманских календарях (руз-намат), давались объявления о пожертвованиях (табарру‘ат).
В целом Дж. Д. сыграла большую роль не только в деле просвещения мусульман Дагестана и Северного Кавказа, но и в распространении в регионе идей реформы традиционного исламского образования (ислах ат-та’лим). Её сторонники критиковали старометодные мадрасы, обвиняя их учителей в косности и невежестве. По мнению выступавших на страницах газеты дагестанских джадидов, такое образование, в основе своей схоластичное, перестало соответствовать духу и требованиям современности. Выход из положения они видели в усилении светских дисциплин в программах начальной и средней школы, в изменении способов обучения. В вопросе о языке обучения между ними не было единства. Одни предлагали сохранить обучение на литературном арабском, другие — перевести его на турецкий или на русский язык. Али Каяев считал, что преподавание в начальной мусульманской школе должно вестись на родном языке и лишь на ступени средней школы переходить на арабский или турецкий.
Вопросы иджтихада и таклида также волновали читателей Дж. Д. Али Каяев, затрагивавший эту тему в своих статьях, проникся идеями Рашида Рида’, ученика знаменитого реформатора Мухаммада ‘Абдо, у которого он в своё время учился в ал-Азхаре. Следуя Рида’, он призывал к безусловному применению принципа иджтихада, требуя изучать Коран и сунну Пророка, самостоятельно выводя из них заповеди в соответствии с требованиями современности. В подтверждение своих взглядов А.Каяев приводил цитаты из трудов своих предшественников, знаменитых шафи‘итских фукаха’. По его мнению, иджтихад не может прекратиться никогда. Наиболее широкие возможности для его развития дает шафи‘итский мазхаб. Исходя из этих общих принципов, он призывал дагестанских кадийев модернизировать конкретные требования шари‘ата и фикха применительно к современным условиям: в частности, он писал, что хутбу нужно читать не на непонятном подавляющему большинству дагестанцев арабском, а на одном из понятных собравшимся местных языков; закат следует брать не только с золотых и серебряных монет, но и с появившихся в то время банкнот и ценных бумаг; вакфы не всегда нужно изымать из торгового оборота и делать бессрочными, как того требует буква закона, иначе они могут потерять своё значение и ценность. Подобных взглядов держались и некоторые корреспонденты Дж. Д., например Муртада из Кудали и Ахмад Рида’ ал-Бакуги. Они резко критиковали представителей местной мусульманской элиты, прежде всего невежественных суфийских шайхов. По словам одного из авторов Дж. Д., своей дикостью и неспособностью разобраться ни в религиозных, ни в светских науках они попросту дискредитируют суфизм в глазах мусульман.В газете обсуждались также перспективы преобразований в мусульманской семье и обществе. Немало споров вызывал женский вопрос, связанный с постепенной эмансипацией мусульманок региона к началу XX в. Большинство читателей газеты и её сотрудников считали, что положение женщины в семье должно остаться прежним и регулироваться хорошо известными нормами шари’ата. В то же время некоторые выступали за охрану имущественных прав женщин в случае развода, развитие начального и среднего специального женского образования. Предметом критики со стороны джадидов служили некоторые правовые и бытовые обычаи (‘адат) северокавказских мусульман. К ним относили заключение брака с несовершеннолетними, чрезмерный размер махра, обычай раздачи милостыни (садака) за покойного и др. ‘Улама’—джадиды видели в этих обычаях грубое нарушение шари’ата и тормоз на пути развития мусульманского общества на Северном Кавказе.
Дж. Д. просуществовала немногим более пяти лет. Весной 1918 г. в связи с закрытием типографии М.-м. Мавраева издание газеты прекратилось. Арабоязычная мусульманская пресса Северного Кавказа просуществовала ещё около десяти лет, но аналога Дж. Д. так и не появилось. Эта газета стала важной вехой в развитии общественного сознания мусульман региона. Благодаря деятельности А.Каяева, А.Акаева и других сотрудничавших в газете мударрисов и учёных идеи исламского модернизаторства получили широкое распространение среди мусульманской интеллигенции Дагестана и некоторых других районов Северного Кавказа. Дж. Д. помогла политизации ислама к началу Гражданской войны 1918–1921 гг. Среди образованных слоёв местного мусульманского общества благодаря ее публикациям утвердилось представление о том, что традиционная мусульманская школа и общество неизбежно станут обновлёнными и светскими.
Лит-pa: Н.Е.Лемеш. Библиографический обзор газеты «Джаридат Дагестан» за 1913–1918 гг. // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 3. Oп. 1. Д. 206; А.А.Кандауров. Обзор газеты «Джаридат Дагестан» за 1913 г. // Там же. Ф. 3. Oп. 1. Д. 253; А.Р.Наврузов. Газета «Джаридат Дагестан» — историко-культурный памятник (1913–1918). Автореф. канд. дис. Махачкала, 2000.
А.Р.Наврузов