ИЛЙА̄С (вар. Илйа̄сӣн) — коранический персонаж, один из пророков, библейский Илия. В Коране назван праведником (салих), верующим (му’мин); посланником (мурсал). Рассказывается, что он призывал своих соплеменников отказаться от поклонения Ба‘алу и уверовать в Аллаха. Однако, они сочли его слова ложью и за это ответят в будущем. И. же будет славен в последующих поколениях (6:85; 37:123—132).
Послекоранические предания повествуют о праведнике И., которого его народ не слушал и преследовал. Аллах даровал ему власть над дождем, а затем вознес на небеса, где И. стал получеловеком-полуангелом. Вместе с другим «бессмертным», ал-Хадиром, И. все время путешествует по миру, был у источника бессмертия регулярно посещает Иерусалим и Мекку. Когда он и ал-Хадир расстаются, то произносят друг другу славословия, повторяя которые смертные люди могут уберечься от воровства, пожара, потопления, укусов ядовитых змей и насекомых и т. д. Иногда И. просто идентифицируют с ал-Хадиром или с другим «бессмертным» — Идрисом, Некоторые комментаторы Корана видят И., а не ал-Хадира, как обычно, в «рабе из Наших рабов», упоминаемом в истории Мусы в Коране (18:60/59—82/81). В иудейском варианте аналогичного сюжета действует Илия.
Коранический рассказ помещает упоминание о проповеди И. своему народу в серию кратких восхвалений, которые завершаются фразами: «Мы оставили потомству [приветствие] ему: «Мир Ибрахиму (или Мусе, или Илйасину и т. д.)!»»*. Упоминание Ба‘ала указывает на связь с библейским сказанием (1-я Царей [3-я Царств], 18), возможно — в христианской передаче. Однако он построен по стандартной для Корана схеме историй о не признанных своим народом пророках. Для толкования коранических упоминаний были использованы различные иудейские и христианские сказания об Илии. Пришедший через них мотив вознесения на небеса сделал И. одним из символов воскресения и вечной жизни в мусульманской мифологии, популярной фигурой в народных верованиях.
Лит-ра: ат-Табари. Та’рих, 1, 415, 540; он же. Тафсир, 7, 172—173; ас-Са‘лаби. Кисас, 142—144; ал-Байдави. Тафсир, 1, 298; Speyer. Erzählungen, 406; Paret. Kommentar, 146; Beltz. Sehnsucht, 128; A. J. Wensinck. Ilyas.— EI, 2, 501—502; A. J. Wensinck, [G. Vajda]. Ilyas.—EI, NE, 3, 1184—1185.
М.Б.Пиотровский