‘ӢСĀ — коранический персонаж, особо почитаемый пророк, последний перед Мухаммадом, Иисус христиан. Называется в Коране также ал-масих («мессия»), Ибн Марйам («сын Марйам»), ‘абд Аллах («раб Аллаха»), расул Аллах («посланник Аллаха»), салих («праведник»), калима («слово») Аллаха, каул ал-хакк («речение истины») и т. д. Ему было ниспослано откровение — Инджил. Образ ‘И. занимает в Коране особое место. Он отнесен к «приближенным» (мукаррабун) Аллаха (3:45/40), что давало повод говорить о его наполовину ангельской природе. Он был вознесен к Аллаху на небеса (3:55/48; 4:158/156) и подобен Адаму, т. к. тоже сотворен Аллахом (3:59/52). Наконец, он особо связан с Мухаммадом, ибо предрек его появление (61:6). Как и у Мухаммада, у него был помощник — рух ал-кудус («святой дух»), идентифицируемый обычно с Джибрилом (2:87/81, 253/254). Вместе с тем Коран подчеркивает, что ‘И.—раб Аллаха (43:59), а никак не сын его и не божество (9:30—31; 5:72/76). Особо отвергается в Коране идея троицы, под которой понимаются три божества—Аллах, ‘И. и его мать Марйам (4:171/169; 5:73/77, 116).
Довольно подробно в Коране рассказано о чудесном рождении ‘И. Ангелы (или один ангел в обличье человека) сообщили Марйам, что она по слову Аллаха, оставаясь девственницей, родит сына, который будет посланником Аллаха, проповедником Писания и чудотворцем. Родившийся ребенок возвестил ей, что Аллах облегчает ее муки, даровав плоды с пальмы, под которой она рожала, и заставив бить под ней источник. Он же приказал молчать, когда ее станут расспрашивать. Она молчала в ответ на упреки своих сородичей, но вместо нее заговорил новорожденный младенец, объявивший, что он—посланник Аллаха (3: 42/37—50/44; 19:16—34/35; 23:50/52 — возможно, отражение истории бегства в Египет).
В пророчестве ангела о будущем ‘И. говорится, что в доказательство своей пророческой миссии он будет творить чудеса — вдохнет жизнь в глиняные фигурки птиц, исцелит слепого и прокаженного, будет воскрешать мертвых, обнаруживать сокрытое (3:48/43). Часть людей уверовала в ‘И., у него появились помощники-апостолы (хаварийун) (3:52/45—53/46; 61:14). Когда они попросили даровать им трапезу с небес, Аллах ниспослал им ее (5:110—115).
Коран отрицает смерть ‘И. на кресте, заверяя, что вопреки утверждениям его врагов они «не убили его и не распяли, но это только представилось им» (4:157/156—159/157), ‘И. был вознесен к Аллаху на небеса, где он пребудет до наступления Суда (ср. 4:158/156; 5:17/18). В день Суда он предстанет перед Аллахом, как и другие пророки, и будет свидетельствовать против неверующих (5:109/108; 4:159/157). Намеком на второе пришествие ‘И. считается указание, что он будет «признаком» наступающего Суда (43:61).
Мусульманские предания подробно расцвечивают выделенные Кораном христианские легенды, в частности историю рождества. Особое значение приобретают в них, однако, эсхатологические мотивы, в Коране почти не выраженные. В сказаниях мусульман о конце света ‘И. действует то рядом с ал-Махди, то вытесняет и заменяет его. Согласно этим легендам, ‘И. пребывает в раю и спустится оттуда накануне конца света. Спустится он в Палестину, где убьет ад-Даджжала и установит на земле царство справедливости. Затем он умрет и будет похоронен в Медине рядом с Мухаммадом, а потом уже воскреснет вместе со всеми. В Мединской мечети показывают место, отведенное для захоронения ‘И. Уже в послекораническое время получает широкое распространение обозначение ‘И. как рух Аллах («дух Аллаха»).
Коран знает об ‘И. значительно больше, чем о других пророках. Художественная форма рассказов о нем, диалоги Марйам и ангелов, ‘И. и Аллаха, многочисленные отсылки к фигуре ‘И. свидетельствуют о широком бытовании в Аравии VII в. христианских легенд, связанных с различными христианскими средами — с эфиопскими и йеменскими монофизитами, с сирийскими православными, со сторонниками мелких сектантских течений. Корану известны некоторые апокрифические евангелия, например Евангелие детства; некоторые представления Корана, кажущиеся искажениями христианских воззрений, на самом деле отражают взгляды различных христианских сект, иудео-христиан и частично гностический образ Христа. Многие тексты свидетельствуют о явной симпатии к христианству в начальный период создания Корана. Согласно, вероятно, достоверному преданию, сура «Марйам» с рассказом о рождении ‘И. читалась мусульманскими мухаджирами перед эфиопским негусом как доказательство близости проповеди Мухаммада к христианству.
‘И. стал объектом особого поклонения в некоторых мусульманских течениях. Члены общины ахмадийа, например, считают, что спасшийся из Иерусалима ‘И. умер в Кашмире, где был похоронен, а затем воскрес, воплотившись в основателя общины. В некоторых мусульманских странах; напротив, имя ‘И. давалось незаконнорожденным детям.
Лит-ра: aт-Табари. Та’рих, 1, 711—740; он же. Тафсир, 3, 185—211, 6, 9—18, 24—26, 7, 82, 89, 16, 45—62; ас-Са‘лаби. Кисас, 215—228; ал-Киса’и. Кисас, 301—309; ал-Байдави. Тафсир, 1, 155—158, 240—243, 279—281, 578—581; ал-‘Идви. Машарик, 133 —134; Horovitz. Untersuchungen, 129—130; М. Hayek. Le Christ de l’Islam. P., 1959; G. Parrinder. Jesus in the Qur’an. L., 1965; D. В. Macdonald. ‘Isa.—EI, 2, 559—562; G. С. Anawati. ‘Isa.—EI, NÉ, 4, 85—90.
М.Б.Пиотровский