ИТТИХ̣А̄Д — «соединение», «слияние». В мусульманском богословии термин И. наряду с хулул употреблялся в двух значениях: а) соединение божественной и человеческой природы (иттихад ал-лахут би-н-насут), в этом значении он ассоциировался с христианскими доктринами «воплощения»; б) соединение души или сердца мистика с божеством в момент мистического экстаза (ваджд). В первом случае отношение богословов к И. было безусловно отрицательным (см. хулул). Во втором его трактовали по-разному: если противники И. (большинство суннитских факихов) рассматривали его как недопустимое соединение вечного бытия с преходящим, одновременное существование человеческой души и божественного духа в одном теле, то его сторонники (суфии и симпатизировавшие им богословы) стремились представить И. вершиной познания бога и его единства и единственности (ал-таухид), глубоким осознанием своей полной зависимости от его воли, не предполагавшим, однако, субстанционального единства. В этом значении И. был синонимом суфийских терминов иттисал и висал, которые означали «достижение», «прибытие», т. е. состояние (хал), когда суфий, отрешившись от всего мирского, в том числе и собственного «я», созерцал бога во всем сущем. И. связан также с понятием фана’—состоянием, в котором личностные качества мистика вытесняются божественными. Хотя внешне человек, достигший И., остается прежним, его поступками, речью и восприятиями «распоряжается» (йатасарраф) бог — «истинный деятель» (фа‘ил хакики), незримо присутствующий в данном образе. Необходимым элементом И. ал-Халладж и другие суфии считали любовь к богу (хубб, ‘ишк), которая «распахивает» душу мистика, впуская туда «возлюбленного гостя». Суфийский поэт Ибн ал-Фарид сравнивал суфия, достигшего единства с богом, с женщиной, охваченной приступом эпилепсии: ее поступки исходят не от нее, ее устами говорит другой — «злой дух» (джинн). Суфии — сторонники учения о «единстве бытия» (вахдат ал-вуджуд) говорили о соединении божества и его творения лишь в том смысле, что каждая вещь существует лишь постольку, поскольку существует бог (мауджуд бихи ма‘дум би нафсихи). Не обладая самостоятельным бытием, вещь не может соединиться с бытием бога, ибо ее бытие есть не что иное, как его инобытие.
Некоторые суфии различали три стадии И.: 1) соединение с божественными именами (ал-асма’ ал-хусна); 2) соединение с одним из атрибутов божественного совершенства; 3) соединение с самой сущностью бога (аз-зат).
В позднем суфизме соединение с божеством было признано явлением исключительно редким. Главы многих суфийских братств настаивали на том, что суфиям следует удовлетвориться соединением с извечной сущностью Пророка. Подобная трактовка была распространена среди тех суфийских братств, которые проповедовали культ Мухаммада (сануситы).
Лит-ра: ал-Кашани. Истилахат, 24; ал-Джурджани. Ат-Та‘рифат, 3; Nicholson. Studies, Index; Anawati, Gardet. Mystique, Index; Amoli. La philosophie, Index; R. A. Nicholson — G. C. Anawati. Ittihad.—EI, NE, 4, 295—296; см. лит-ру к ст. хулу л.
А.Д.Кныш