К̣УББАТ ас̣-С̣АХ̱РА («Купол скалы») — купольная мечеть в Иерусалиме в центре ал-Харам аш-Шариф над издревле почитавшейся скалой, на которой якобы Авраам приносил в жертву Исаака: мусульманская традиция связывает с ней ночное вознесение Мухаммада на небеса (см. ал-исра’ ва-л-ми‘радж); одна из главных святынь ислама, в средние века третья по святости (после мечетей в Мекке и Медине). Построена при ‘Абд ал-Малике в 686—691 гг. Один из наиболее оригинальных памятников мусульманской культовой архитектуры.
Над скалой возведен купол диаметром 20,5 м и высотой 30 м, его барабан покоится на четырех пилонах, между каждым из них по три каменные колонны. Купольную часть окружает втрое более низкий восьмигранник стен, расчлененный снаружи плоскими нишами. Высокий парапет с аркадой маскирует скат крыши. Купол первоначально состоял из двух деревянных оболочек, внешняя была покрыта свинцовыми листами, облицованными позолоченными медными листами; окна барабана с разноцветными стеклами; проемы колоннады, окружающей скалу, забраны деревянными решетками; в галерее восьмигранника стоит шкаф-реликварий с волосом будто бы из бороды Мухаммада. Внутрь здания ведут четыре накрест расположенные двери с портиками перед ними, из которых только южный сохранил первоначальный облик.
Первоначально нижняя часть стен К. ас-С. была облицована мрамором, а верхняя часть наружных стен, барабан и аркады внутри здания— мозаикой. По всей длине фриза над внутренней аркадой восьмигранника идет мозаичная кораническая надпись с датой завершения постройки (72 г. х.) и именем ‘Абд ал-Малика, которое ал-Ма’мун заменил своим, но первоначальная дата по недосмотру осталась нетронутой.
При крестоносцах К. ас-С. была превращена в церковь, и от этого времени сохранился деревянный амвон, превращенный в подставку для Корана.
Здание неоднократно ремонтировалось, особенно сильно изменился его декор в XVI в., когда мозаичная облицовка фасада была заменена изразцовой, исказилась форма арок ниш фасада и была заложена аркада парапета. Последующие частные ремонты еще больше изменили первоначальный облик. В 1956—1962 гг. проведена реставрация с целью — ремонта и возможно большего восстановления первоначального облика.
Уникальная для мусульманской архитектуры форма здания породила представление, что ‘Абд ал-Малик намеревался заменить ал-Ка‘бу К. ас-С. и обходом скалы — таваф. Большинство современных исследователей скептически относятся к этому утверждению ал-Йа‘куби, считая, что К. ас-С. была построена, чтобы затмить христианские храмы Иерусалима.
Лит-ра: М. de Vogue. Le temple de Jérusalem. P., 1864; Creswell. Account, 17—40; O. Grabar. The Umayyad Dome of the Rock in Jerusalem.— AOr. 1959, 3, 33—62; он же. Qubbat al-Sakhra.— EI, NÉ, 297—299.
О.Г.Большаков