НАБӢ (мн. ч. анбийа̄’, набӣйӯн) — пророк, человек, «которому говорит Аллах», тот, кто получает от бога откровение. В Коране — одно из главных обозначений Мухаммада наряду с расул («посланик»); особо характерно для мединского периода. В Коране также много говорится о его предшественниках — древних пророках, первым из которых был Адам. Мухаммад — последний и называется хатим ан-набийин — «печать пророков» (33:40; древние пророки: 6:83—86; 4:163/161 и др.).
В послекоранической литературе сказания о пророках получили широкое распространение, став предметом специальной категории сочинений — кисас ал-анбийа’ («историй о пророках»). Древние пророки проповедовали веру в Аллаха и предсказывали появление Мухаммада; их было более ста тысяч, но в Коране названо только 28, многие из них имеют дополнительные прозвища, например Ибрахим — халил Аллах («друг Аллаха»), ‘Иса — рух Аллах («дух Аллаха»), Мухаммад — расул Аллах. Особо выделяются девять пророков, называемые «стойкими» (улу-л-‘азм, 46:35/34). Это Нух, Ибрахим, Да’уд, Йа‘куб, Иусуф, Аййуб, Муса, ‘Иса, Мухаммад. Большей части пророков ниспосылались священные писания (сахифа), особо упоминаются: у Мусы — ат-Таура, у Да’уда — забур, у ‘Исы — Инджил, у Мухаммада — ал-Кур’ан.
Проблема пророчества стала одной из центральных в мусульманской догматике и богословии. Проводится различие между Н., получавшим просто откровения (как в виде прямой информации, так и через неясные собственные прорицания и сновидения), и расул, которому ангелы приносили Писание и которому поручалось активно проповедовать его среди людей. Н. — всегда обыкновенный человек, но по близости к Аллаху он чем-то сродни ангелам; он достойнее и важнее последних. Пророки относятся к высшей категории людей — к тем, кто способен знать скрытое от других. Ниже их — кахины. Пророки возглавляют и иерархию духовных авторитетов, в которой за ними следуют имамы и «святые» (аулийа’). Главные признаки пророчества: откровение в трансе, благочестие, проповедь смирения и воздержания, авторитет среди людей и хорошее происхождение, умение творить чудеса.
Один из главных вопросов, связанных с пророчеством, — чудеса пророка. Они даруются Аллахом как доказательство истинности пророческой проповеди. Существует набор признаков, по которым их отличают от способности творить чудеса, которой наделены «святые», и фокусов волшебников.
Другой вопрос, подробно обсуждавшийся богословами, — непогрешимость пророков вообще и полная непогрешимость Мухаммада, который не совершил ни одного проступка даже тогда, когда еще не был пророком.
Шиитская теория пророчества особо выделяет наличие у каждого пророка «исполнителя духовного завещания» (васи), поддерживающего и продолжающего его миссию. Некоторые шииты ставили потомков ‘Али, шиитских имамов, выше всех пророков.
Лит-ра: ал-Муфид. Ава’ил, 12—16, 29—33, 43—44; ан-Насафи. ‘Ака’ид, 31—32; Ибн Халдун. Мукаддима, 16, 501—518; ал- Джурджани. Шарх, 545—578; Hughes. Dictionary, 427; J. Horovitz. Nabi.—EI, 3, 867.
М. Б. Пиотровский