Накшбандийа (тур. некшбендийа) — суфийское братство, получившее это название в конце XIV в. по имени Баха’ад-дина Накшбанда (1318–1389), который возродил и дополнил рядом положений теории и практики, заимствованных у школы Ахмада ал-Йасави, мистическое учение, сформулированное ‘Абд ал-Халиком ал-Гидждувани (тарик-и хваджаган) а также заложил основы организационной структуры Н. Одно из 12 материнских братств, строго суннитское по воззрениям, возводит свою духовную силсилу, с одной стороны, к Абу Бакру, а с другой — к ‘Али б. Аби Талибу. Эта генеалогия Н. носит название силсилат аз-захаб («золотая цепь») и означает, что братство соединено с Пророком как духовно (Абу Бакр), так и физически (‘Али б. Аби Талиб).
Начиная с XV в. Н. постепенно превратилась в самое распространенное духовное братство (после ал-кадирийа), функционировавшее на огромной территории — от Каира и Боснии до Ганьсу и Суматры и от Поволжья и Северного Кавказа до юга Индии и Хиджаза. Н. дало несколько мощных ветвей, ставших в своих регионах самостоятельными братствами.
В Средней Азии после смерти Баха’ ад-дина его халифá и преемник ‘Ала’ ад-дин ‘Аттар (ум. в 1400 г.) и особенно хваджа Мухаммад Парса (1345–1420) сыграли основную роль в консолидации Н., расширении его влияния и укреплении организационной структуры. Городское по своей социальной базе, братство, тесно связанное с торговыми и ремесленными организациями (обители Н. появились почти во всех крупных и средних городах Мавараннахра), начало распространять свое влияние на кочевые тюркские племена. Пика своего политического и экономического влияния Н. достигло в этот период при хвадже ‘Убайд Аллахе Ахраре (1404–1490), который, опираясь на поддержку торговых и землевладельческих кругов, активно и умело вмешивался в междоусобицы Тимуридов и в течение сорока лет был фактическим правителем всего региона. Его девиз — «Чтобы исполнять свою духовную миссию в мире, необходимо пользоваться политической властью» — определил всю дальнейшую социально-политическую (вне зависимости от региона функционирования) активность Н. В принципе деятельность хваджи Ахрара (с учетом значительной доли социальной демагогии) можно рассматривать как стремление защитить земледельческое и городское население от грабежей и разбоя племенной военно-кочевой знати. В 1500 г. Шайбаниды, захватившие власть в Мавараннахре, конфисковали все громадное достояние семьи хваджи Ахрара (только в Каршинской и Самаркандской областях ей принадлежало более 375 тыс. танабов = свыше 60 тыс. га плодородной земли) и положили конец ее могуществу. Дело хваджи Ахрара продолжил «величайший владыка» хваджа Ахмад Касани (Фаргана/Фергана), ставший в 1515 г. главой братства (ум. в 1543 или 1549 г.), а затем его духовные преемники бухарские феодалы — джуйбарские шайхи (середина XVI — конец XVII в.), обладавшие серьезной политической властью при Шайбанидах и Аштарханидах (Джанидах). Братство сыграло исключительную роль в деле окончательной исламизации Мавараннахра, киргизских родов и казахских племенных объединений, а также населения Восточного Туркистана, где в результате ожесточенной борьбы между двумя ветвями потомков Ахмада Касани — белогорскими и черногорскими хваджами — вся полнота духовной и политической власти перешла в руки первых (конец XVII — середина XVIII в.).
В основе учения и практики Н. лежат идеи и взгляды Баха’ ад-дина Накшбанда, известные нам только в передаче хваджи Мухаммада Парса и отчасти ‘Ала’ ад-дина ‘Аттара. В принципе эти взгляды оставались едины для всех ветвей Н. (второстепенные отличия в зависимости от времени и региона функционирования не принимаются во внимание). Исключение составил постулат отношения к властям. Со времен хваджи Ахрара Н. так и осталось единственным братством, которое считало не только допустимым (как, например, сухравардийа), но и обязательным вступать в контакт с властями, чтобы, «завоевав их души», влиять на их политику в отношении народных масс. Отсюда та степень политической активности, которая всегда отличала Н.
Мировоззрение Н. представляет собой соединение и адаптацию двух среднеазиатских линий мистицизма: «умеренного» городского, отраженного в доктринах ‘Абд ал-Халика ал-Гидждувани, и кочевого «тюркского» — Ахмада ал-Йасави, сохранившего элементы шаманистских верований тюркских народов. Путь (сулук) Н. состоит из десяти стоянок (макам), которые «ищущий» должен преодолеть, строго придерживаясь при этом одиннадцати принципов поведения члена братства. Основной частью практики Н. является тихий зикр (хафи), т. е. мысленное (сердцем) поминание имени Бога, в отличие от громкого (джахр, джали), произносимого вслух, которому отдается предпочтение в подавляющем большинстве братств. Традиция Н. считает, что тихому зикру Пророк обучил Абу Бакра во время их пребывания в пещере. Громкий же зикр Пророк открыл ‘Али, поэтому в ряде общин Н. допускается этот зикр. Другой составной частью обучения Н. является сухба — интимное общение-разговор между наставником и учеником, совершаемое на самом высоком духовном уровне. Наконец, тесная связь между учителем и учеником раскрывается в практике таваджжух — концентрации помыслов каждого из двух партнеров на мысленном образе друг друга, что вначале создает духовный контакт, а затем духовное единство учителя и ученика. Метод психофизических тренировок Н. был сосредоточен не столько на процессе умерщвления плоти и «объездке» плотской души, сколько на духовном очищении и полировке-воспитании сердца.
В Н. не существовало единого, общего для всех центра братства. Мавзолей Баха’ ад-дина — покровителя Н. — был местом поклонения для всех членов братства. Система подчинения в общине и обители ничем не отличалась от других братств. Поскольку Н. отрицает аскетизм, то все «братья» являются суфиями-мирянами, которые совершенно необязательно должны жить в обители.
Инициация происходит после прохождения трехмесячного периода искуса-проверки, во время которого мурид постоянно работает на кухне, исполняя самую грязную работу. В день посвящения он, совершив ритуальный обряд омовения, дает клятву верности шайху, покровителю братства и Пророку, после чего получает разъяснение тихого зикра братства, формулу своего личного тихого зикра, набор молитв в определенном порядке их чтения и устраивает угощение для всех присутствующих. Н. рекомендует принимать женщин в братство, но запрещает сообщать им зикр, если на них нет покрывала.
Тихий зикр строится на чередовании задержек дыхания, вдохов и выдохов в определенном ритме, при строгом соблюдении обязательной позы (джалса) — сидя скрестив ноги (мурабба‘). Коллективный зикр отправляется раз в неделю под руководством шайха поздно вечером после пятой обязательной молитвы. Каждый день член Н. обязан читать свою молитву — хатм-и хваджаган.
Некоторые ветви Н. имеют эмблему — нарисованный контур сердца с вписанным в него словом «Аллах». Член Н. носит невысокий войлочный колпак (кулах), сшитый обычно из четырех клиньев (в Турции иногда из 18) с вышитыми айатами Корана. Цвет его обычно белый, цвет одежды не регламентируется.
Лит-ра: Парса. Рисала-йи кудсийа; он же. Анис ат-талибин, 168а–227а; он же. Макамат-и хваджа Накшбанд; Djami. Nafahat, 428–474; Кашифи. Рашахат, 20–27, 41–68, 79–90, 206–364; Садах б. Мубарак ал-Бухари. Анис ат-талибин; Джалалабади. Тарик, 194–213; Дара Шекух. Сафинат, 716–856; Семенов. Бухарский шейх; Гордлевский. Бахауддин Накшбанд, 376–382; П.П.Иванов. Хозяйство Джуйбарских шейхов: К истории феодального землевладения в Средней Азии в XVI–XVII вв. М.-Л., 1954, 10–17,48–83; Ю.А.Иоаннесян. Мухаммад Парса ал-Бухари. Трактат о Святости. Рисала-йи кудсийа // Мудрость суфиев / Под ред. А.А.Хисматулина. СПб., 2001, 271–372; Ю.Пауль. Доктрина и организация Хваджаган-Накшбандийа в первом поколении после Баха’ ад-дина // Суфизм в Центральной Азии. Зарубежные исследования (под ред. А.А.Хисматулина). СПб., 2001, 114–199; он же. Маслак ал-‘арифин: один документ к ранней истории Хваджаган-Накшбандийа // Там же, 200–210; Петрушевский. Ислам, 344–345; Демидов. Суфизм, 71–74; Болдырев. К вопросу о Хваджа-Ахраре, 7–73; Хисматулин. Практика; Мухаммедходжаев. Идеология; H.Algar. The Naqshbandi order: a preliminary survey of its history and significance // StI. 1976, 44, 123–152; он же. Bibliographical notes; Molé. Daré Mansour; Rizvi. Muslim revivalist, 176–201; Schimmel. Dimensions, 364–368; Brown. Darwishes, 139–158, Index; Trimingham. Orders, Index; de Yong. Sufi Orders, 167–170; Popovič. Orders; Naqshbandis, 3–152; Paul. Naqšbandiyya; Meier. Zwei Abhandlungen; он же. Meister.
О.Ф.Акимушкин