Исламология
    Исламология
    • Главная
    • Указатели
      • Архитектурные памятники
      • Государства, династии, партии
      • Искусство, обычаи, праздники
      • Исторические события
      • Персоналии
      • Правовые толки
      • Письменные памятники
      • Правовые термины
      • Религиозные и философские термины
      • Религиозные и философские течения
      • Топонимы
      • Этнонимы и языки
    • О нас
    • Контакты
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты
      Расширенный поиск
      Исламология
      Исламология
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты

        Паранджа

        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 21 июня, 2022
        Содержание
        • 1.
          Статья
        • 2.
          Литература
        • 3.
          Автор

        Паранджа [узб. паранжи, тадж. фаранчи, тур. фередже от араб. фараджи /фараджийа; разновидность хиджаба (араб, «по­крывало», «завеса»)] — накидка женщины- мусульманки, надеваемая при выходе на улицу, скрывающая лицо и фигуру, — одеж­да мусульманки в городах Узбекистана и Таджикистана, широко известная в XIX в. и вышедшая из употребления к 40-м гг. XX в. В отличие от покрывал мусульманок других стран П. представляла собой широкий и длинный халат традиционного, так называе­мого туникообразного, покроя с широким воротником, очень узкими, длинными лож­ными рукавами, закинутыми за спину и скрепленными внизу. Носили П., накидывая воротником поверх головного убора. Лицо закрывала сетка из черного конского воло­са— чашмбанд (перс.-тадж., узб. чачван; букв, «повязка на глаза», локальные назва­ния — чашман, чиммет и т.д.). Таким обра­зом, фигура и лицо женщины были полно­стью закрыты, что стало одной из важных норм мусульманской этики в соответствии с предписанием Корана относительно поведе­ния женщины вне дома — необходимостью скрываться от посторонних взглядов, дабы избежать оскорбления (Коран, 24:31; 33:59). Первоначально ношение покрывала было предписано женам Мухаммада, со време­нем — всем свободным мусульманкам и рас­пространилось главным образом в мусуль­манских городах. П. была обязательна для женщин всех возрастов. Женские П. шили из бумажной синей алачи, в Бухаре и Самар­канде— из ткани бенарес в узкую черно­серую полоску и украшали тесьмой и вы­шивкой черного цвета по подолу, полам, вороту, на концах «рукавов». К XX в. их стали шить из разных по качеству и цвету тканей и украшать вышивкой и тесьмой час­то белого цвета. Девичьи П. изготовляли из красной или в бело-красную полоску ткани, чачван заменяла белая кисея.

        Согласно Р.П.Дози, впервые термин фа­раджи упоминается в источниках IX в. как название длинной, до пят, верхней одежды из цветного сукна, шелка или льна с широ­кими и длинными рукавами, нередко укра­шенными шитьем и драгоценностями. Тер­мин был известен в Египте, в Османской империи. В среднеазиатских сочинениях XV-XVII вв. фараджи — выходной празд­ничный халат, городская одежда ученых, высших государственных чиновников, духо­венства. В мемуарах среднеазиатского авто­ра XV-XVI вв. Зайн ад-дина Махмуда Васи- фи этим термином обозначается и мужская, и женская одежда.

        В новое и новейшее время термин фа­раджи и его производные встречаются в том же географическом ареале, что и в средневе­ковье, и даже шире, в приложении к разным видам верхней одежды в женском или муж­ском костюме. В Египте в первой половине XIX в. фарагийа (фараджийа) — одежда людей ученых профессий. На Руси известна мужская и женская верхняя распашная оде­жда восточного происхождения ферязь (от фереджи) среди боярских и царских костю­мов XVII в. Термин ферязь продолжал жить в русских крестьянских сарафанах некото­рых губерний России. В русских источниках первое письменное упоминание об обычае накидывать на голову халат (чапан, фарад­жи) при выходе из дома относится к середи­не XVIII в.: очевидцы зафиксировали этот обычай у узбечек дельты Аму-дарьи, в горо­дах Хива, Бухара, Ташкент. В XVIII в. длин­ную распашную просторную одежду с ши­рокими рукавами из легкой ткани— фереджя — носили в летнее время поверх до­машнего костюма представительницы мол­давской городской знати. В конце XIX — начале XX в. одежда фередже (тур.) отме­чена в костюме прибрежных татар Крыма в одних случаях как нарядная верхняя муж­ская одежда, в других— как накидка му­сульманки. В XIX в. фередже/фаранчи/ паранжи главным образом по этнографиче­ским материалам стала широко известна как элемент верхней одежды женщины-мусуль­манки в Турции и в Средней Азии. В Тур­ции — это халат с большим откидывающим­ся воротником из разных по качеству и цве­ту (кроме белого, черного и ярких) тканей, преимущественно темных тонов. Надевая его, голову и лицо закрывали специальными платками из вуали, оставляя лишь щель для глаз. В середине XX в. в Турции фередже — верхняя одежда знатной и богатой мусуль­манки (как накидка сохранялась в костюме дарвишей-мавлави), но позднее вышла из употребления. Другим видом верхней оде­жды мусульманки в Турции была накидка- безрукавка с черной волосяной сеткой пече (официально запрещена в 50-х гг. XX в.) для лица. В Средней Азии фараджи из на­рядной одежды в виде халата (сохранив название и покрой) превратилась в доволь­но мрачное покрывало мусульманки с чер­ной сеткой для лица. Персидское наимено­вание волосяной сетки (чашмбанд) свиде­тельствует о разновременности происхожде­ния покрывал для тела и лица. Арабская маска, закрывающая верхнюю часть лица до рта, называется бурку‘а, бурку‘ (распростра­нена также на юге Ирана, в частности в г. Бандар-Аббасе).

        Лит-ра: Г.А.Пугаченкова. К истории паранд­жи // СЭ. 1950, № 3; О.А.Сухарева. История сред­неазиатского костюма. Самарканд (2-я половина XIX — начало XX в.). М., 1982: Н.П.Лобачева. К истории паранджи // ЭО. 1966, № 6.

        Н.П.Лобачева

        Категории:
        Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018Религиозные и философские термины
        Теги:
        паранджаПовседневная жизньРелигияРитуал и практикихиджаб
        Рекомендуемые публикации схожей тематики
        ат-Тасарруф
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 22 июня, 2022
        Рукйа
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 22 июня, 2022
        Расулийа
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 22 июня, 2022
        ан-Нисба
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 16 июня, 2022