С̣А̄ЛИХ̣ («благочестивый») — коранический персонаж, пророк, посланный Аллахом к народу самуд (также асхаб ал-Хиджр — «обитателям ал-Хиджра», на севере Хиджаза). Согласно Корану, он призвал свой народ поклоняться только Аллаху и признать его самого посланником. Небольшая часть самудян уверовала, но большинство, возглавленное верхушкой из девяти человек, гадавших о С по птицам, сочли его просто колдуном и составили заговор, чтобы убить его ночью. Как знамение Аллах послал им верблюдицу, которой нельзя было причинять зло. Она должна была свободно пастись, а самудяне должны были делиться с ней питьевой водой. Они, однако, воспротивились, и самый злобный из них подрезал ей жилы, а затем они ее закололи. С. возвестил им о грядущем через три дня наказании, и оно пришло в виде молнии и «вопля», от которых все они погибли в своих домах. С. и поверившие ему были спасены (7:73/71—19177; 11:61/64—68/71; 15:80—84; 17:59/61; 26:141 — 159; 27:45/46—53/54; 41:13/12, 17/16—18/17; 51:43—45; 54:23—31; 69:4—5; 89:9/8; 91:11 — 15).
Рассказы о С. обычно составляют в Коране единое целое с рассказами о не поверивших своим пророкам народах Нуха, Худа, Лута, Шу‘айба и др. Стилистически они очень близки к рассказам об аравийских пророках — Худе и Шу‘айбе. Все они должны были послужить предостережением мекканцам, не верившим Мухаммаду, жизни которого в рассказах о С. есть немало сознательных параллелей, например сговор убить пророка ночью. В них есть и конкретные детали жизни самудян: они высекали жилища в скалах, строили дома-башни на равнинах, имели сады и пальмовые рощи. Основой этих рассказов являются аравийские предания о гибели набатейских центров в Северном Хиджазе, о случившихся там землетрясениях. Развалины этих центров и скальные гробницы до сих пор существуют в этих местах, и традиция связывает их с кораническим Салихом (например, название места Мада’ин Салих). Гибель самудян и ‘адитов и некоторые мотивы из легенд о них упоминаются в доисламской арабской поэзии как примеры бренности земного могущества. Первые упоминания о самудянах в Коране излагают в сжатой форме основные мотивы извечного сюжета, которые в более поздних мекканских сурах значительно расширены, в частности за счет диалогов и мотивов, параллельных истории Мухаммада.
В послекоранической литературе появляется много новых деталей—имена главных самудян, описание того, как беременная верблюдица вышла из мертвой скалы. Однако лишь некоторые детали можно считать восходящими к докораническому аравийскому преданию. Само имя пророка— «праведник», возможно, лишь определение к слову ах — «брат», «соплеменник (самудян)».
Лит-ра: ат-Табари. Та’рих, 1, 244—252; am-Табари. Тафсир, 9, 157—166, 12, 38—41; ал-Мас‘уди. Мурудж, 3, 85—90; ас-Са‘лаби. Кисас, 38—41; ал-Киса’и. Кисас, 110—121; Horovitz. Untersuchungen, 94, 103 — 106, 123; Speyer. Erzählungen, 118—119; Gaudefroy-Demombynes. Mahomet, 398; Paret. Kommentar, 164—165, 486; Fr. Buhl. Salih.—EI, 4, 114.
М.Б.Пиотровский