ТАФСӢР ал-К̣У’РА̄Н (или ат-тафсӣр) — комментарий, толкование Корана. Сочинения, связанные с ‘илм ал-Кур’ан ва-т-Т.— наукой о понимании и толковании Корана, сыграли важнейшую роль в становлении мусульманской религиозной доктрины. В специфической форме они отразили основные этапы идеологической и политической борьбы в арабо-мусульманском обществе.
Уже в ходе двадцатилетней пророческой деятельности Мухаммада содержание его проповедей, составивших текст Корана, претерпело значительные изменения: одни из произнесенных прежде айатов заменялись новыми, другие получали новое истолкование. Содержание многих айатов в силу специфики текста было непонятно вновь обращенным. Все это потребовало от самого Мухаммада вновь давать истолкование прежде высказанным «откровениям». Слушатели Мухаммада хранили в памяти обстоятельства произнесения многих айатов, причины полемики Пророка со своими оппонентами—без этого многие коранические стихи оставались малопонятными. Это наиболее древний пласт, который в той или иной форме вошел в большую часть Т. ал-К. и отразил действительную историю возникновения Корана.
С увеличением временного отрыва от эпохи Пророка и распространением ислама в новой социально-культурной среде важность этих толкований возрастала.
Первоначально Т. ал-К. в основном бытовал в устной форме. Отдельные айаты и суры часто комментировались имамом в мечети после пятничной хутбы. Странствующие сказители и проповедники (куссас), выступавшие на базарах и улицах городов, расширяли своим толкованием коранические тексты, обогащая их параллельным материалом, восходящим к иудео-христианской культурной среде. Более всего привлекали коранические сообщения о чудесах, пророках и древних народах.
Развитие Т. ал-К. связано со сложением сунны. Воплощением принципа «сунна разъясняет Коран» (ас-сунна туфассиру-л-Кур’ан) явилось появление во второй половине VIII в. сборников хадисов, связанных с толкованием коранического текста, а позднее — специальных разделов в общих сборниках хадисов (например, в ас-Сахих ал-Бухари). Жизнеописания Мухаммада (см. сира) также в значительной части были посвящены толкованию Корана: в них айаты помещались в событийный контекст, а ставшие малопонятными коранические термины зачастую пояснялись поэтическими цитатами. Комплекс айатов, связанных с правовыми нормами, санкционированными Пророком, явился предметом тщательного изучения и толкования в сочинениях мусульманских правоведов. Первые арабские лексикографические и грамматические сочинения также в значительной мере были связаны с потребностями толкования Корана. Становление илм ал-Кур’ан ва-т-Т. происходило в тесном взаимодействии с развитием учения о «чтениях» (кира’ат) Корана. Оно шло в рамках становления общей догматической системы ислама, в которой Коран объявлялся главным «чудом» (му‘джиза), главным божественным «знамением» (айа), главным доказательством превосходства исламской религиозной доктрины (см. и‘джаз ал-Кур’ан), подтверждением (бурхан) истинности пророчества Мухаммада.
Внутри этого поначалу не расчлененного комплекса дисциплин стали возникать и специальные сочинения, посвященные толкованию Корана. Они унаследовали уже выработанную процедуру исследования и складывавшийся терминологический аппарат. По мусульманской традиции, основателем направления Т. ал-К. считается двоюродный брат Мухаммада—‘Абдаллах б. ‘Аббас (тарджуман ал-Кур’ан, ум. в 686 г.).
Обострение идеологической борьбы между Алидами и Аббасидами к концу правления Омейядов сделало Т. ал-К. оружием в борьбе за власть в Халифате. Одновременно появились Т. ал-К. суннита ал-Макки (642—722) и проалидские комментарии ал-Джу‘фи (ум. в 745-46 г.) и ас-Судди (ум. до 745 г.). Традиция шиитских комментариев развивалась в Куфе, бывшей оплотом Алидов. Шиитские авторы с помощью аллегорического толкования Корана (та’вил), перестановок огласовок и логических ударений подыскивали отличные от принятых в суннитской среде значения отдельных коранических терминов, интерпретировали ряд отрывков в пользу ‘Али и его потомков. При этом они вменяли в вину своим противникам заведомое искажение, извращение (тахриф) текста Корана и уничтожение ряда ключевых айатов при ‘Умаре I и ‘Усмане.
Эта идеологическая борьба нашла свое отражение в разделении общины на сторонников буквального понимания и толкования коранического текста (ахл аз-захир) и тех, кто искал в Коране «скрытый», «тайный» смысл (ахл ал-батин). В контексте полемики между ними развернулись споры вокруг понятий Т.— та’вил. Высказывалось множество различных мнений. Мукатил б. Сулайман (ум. в 767 г.) со ссылкой на Ибн ‘Аббаса утверждал, что Т.— это то, что известно ‘улама’, та’вил — то, что знает один Аллах. Ал-Матуриди (ум. в 944 г.) считал, что Т. принадлежит сподвижникам Мухаммада, та’вил — факихам (ат-Т. ли-с-сахаба ва-т-та’вил ли-л-фукаха’). Позднее ас-Суйути (ум. в 1505 г.) так суммировал другую группу мнений: Т.— передача мудрости предшествующих исламских авторитетов, та’вил—продукт изучения текста. С формальной точки зрения подчеркивалось различие такого рода: Т.— толкование тех мест, которые допускают лишь одну интерпретацию (ат-Т. зуваджх), та’вил — несколько интерпретаций (ат-та’вил зу вуджух). Одновременно появляется и представление о нежелательности и даже запретности толкования Корана. Оно подкрепляется авторитетом халифа ‘Умара I, якобы резко выступавшего против комментирования Корана из-за опасности подмены священного текста произвольным толкованием.
Ат-Табари (838—923), автор многотомного комментария, включившего в себя многие сочинения его предшественников, выработал в некоторой степени компромиссное решение. Он разделил коранические тексты на три категории: 1) те, которые недоступны пониманию людей: их подлинный смысл известен только Аллаху; 2) те, смысл которых можно выяснить, опираясь только на традиционные разъяснения, восходящие к самому Пророку; 3) те, сложности толкования которых являются лингвистическими и снимаются с помощью знаний филологов.
Приход Аббасидов к власти и последовавшие за этим репрессии против Алидов привели к подавлению проалидской тенденции в толковании Корана. Ее возрождение совпадает с правлением ал-Ма’муна (813—833), проводившего проалидскую политику.
Полемика вокруг понятий Т.—та’вил отразила и борьбу му‘тазилитов со своими противниками. Первые прибегали к «рационалистическому» та’вилу, аллегорически истолковывая, в частности, антропоморфические представления о божестве, зафиксированные Кораном. В подтверждение своих теорий они прибегали к истолкованию Корана с помощью личного мнения (ат-Т. би-р-ра’й). Эта практика признавалась неправомерной их противниками, и в первую очередь ханбалитами, сторонниками толкования Корана с помощью мусульманской традиции (ат-Т. би-л-‘илм). Т. этого периода служили оружием и в острейшей идеологической дискуссии о «сотворенности» и «несотворенности» Корана, являвшейся отражением глубокого политического конфликта в Халифате (см. ал-Кур’ан). Наиболее значительным му‘тазилитским Т. является сочинение аз-Замахшари (1074—1144), принятое впоследствии, с рядом поправок, и суннитами.
В рамках категорий Т.— та’вил проходила и полемика против суфийских толкований Корана (см. та’вил).
Религиозно-политическая история мусульманского мира находила отражение в толкованиях к Корану и в дальнейшем. Так, с «исчезновением» последнего имама Мухаммада б. ал-Хасана (ум. в 873-74 г.) связывается появление в шиитской среде ряда сочинений, посвященных толкованию айатов эсхатологического содержания. Деятельность исма‘илитов также нашла свое отражение в толкованиях к Корану. Они отразили и борьбу Ибн Таймии и его сторонников за возвращение исламу его первоначальной «чистоты». Ибн Таймийа, в частности, требовал исключения из Т. материалов, восходящих к иудео-христианской среде.
Сложность идеологической ситуации, наличие множества религиозно-политических движений и направлений, позволявших своим адептам причислять себя сразу к нескольким из них, привели к тому, что в Т. отдельного автора зачастую совмещалось несколько точек зрения. Так, знаменитый Т. Фахр ад-дина ар-Рази (ум. в 1209 г.) имеет как антиму‘тазилитскую, так и антизахиритскую направленность.
Помимо упомянутых наиболее известными и авторитетными толкованиями Корана считаются сочинение ас-Са‘алиби (ум. в 1035 г.) и тафсир ал-Байдави (ум. в 1286 г.) — сравнительно краткое и во многом самостоятельное переложение предшествующих трудов по основным направлениям ‘илм ал-Кур’ан ва-т-Т., а также совместная работа ал-Махалли (ум. в 1459 г.) и ас-Суйути, учителя и ученика, известная под названием Т. ал-Джалалайн.
Далеко не всегда в сочинениях, входящих в сферу ‘илм ал-Кур’ан ва-т-Т., комментировался весь текст Корана, слово за словом, айат за айатом, Так, шиитским авторам принадлежит группа сочинений, озаглавленных Китаб ма нузила фи ‘Али мин ал-Кур’ан. Отдельный ряд представляют сочинения об обстоятельствах произнесения айатов (асбаб ан-нузул), что позволяло ставить вопрос об их датировке. Особенно известны такие работы ал-Вахиди (ум. в 1075 г.), ал-‘Ираки (ум. в 1175 г.) и ас-Суйути. Здесь также прослеживаются как прошиитская тенденция— попытки показать роль ‘Али в контексте «ниспослания» Корана (например, ал-Хаскани, ум. в 1077 г.), так и тенденция суннитская, находившая выражение в так называемых мувафакат— сочинениях, подчеркивающих особые заслуги Умара I (например, сочинение ас-Суйути Катф ас-самар фи мувафакат саййидина ‘Умар).
С жанром асбаб ан-нузул связано и другое направление —‘илм ан-насих ва ал-мансух, посвященное айатам, отмененным появлением других, более поздних, в ходе проповеднической деятельности Мухаммада, но вошедшим тем не менее в текст Корана (например, 53:19—22 и 22:52/51; 9:5, якобы отменяющий 124 айата). Как и предыдущее, это направление развивалось в первую очередь в контексте мусульманского правоведения. Наиболее известны работы ан-Наххаса (ум. в 950 г.), Хибаталлаха б. Саламы (ум. в 1019 г.) и Ибн Хазма (ум. в 1064 г.).
Хронологические списки сур, часто рифмованные, составляют отдельный жанр ‘илм ал-Кур’ан ва-т-Т. Существуют труды, посвященные «превосходству» (фадл) и «достоинствам» (фада’ил) Корана, отдельных сур и айатов. Комментировались также отдельные сюжеты, понятия и образы Корана: таинственные буквы (ал-фаватих), описания Аллаха, наказания и вознаграждения и т. п.
Т. создавались и на языках других мусульманских народов. Поскольку перевод Корана долгое время не допускался (см. и‘джаз ал-Кур’ан), то Т., сопровождавшие текст Корана пословным комментарием, фактически переводом на другой язык, сыграли важную роль в ознакомлении с текстом К. мусульман, незнакомых с арабским языком. Позднее в неарабской среде появились и оригинальные Т.
Мусульманская реформистская экзегетика, получившая наибольшее развитие на рубеже XIX— XX вв., отразила столкновение мусульманского общества с европейской философской и научной мыслью. С помощью толкований к Корану экзегеты попытались, с одной стороны, объявить новые научные достижения и социальные представления предсказанными Кораном и помешать тем самым размыванию авторитета священного текста, с другой — внести в широкую среду мусульманских читателей современные научные представления, сделав их в то же время приемлемыми в контексте традиционных религиозно-философских ценностей и представлений. В своих толкованиях новые экзегеты опирались на традиции классического комментирования. Уже в знаменитый Т. ар-Рази было органично включено изложение естественнонаучных достижений эпохи. Амин ал-Хули (ум. в 1965 г.) ссылался на авторитет ал-Газали, утверждая, что в его сочинениях можно найти прообраз «научного комментария» (ат-Т. ал-‘илми). В Т. ал-Кавакиби (1849— 1903), Тантави Джаухари (1862-—1940) и им подобных можно встретить самый разнообразный материал: от антиколониальной или антиматериалистической полемики до научно-популярных описаний строения, клетки и солнечной системы. Среди тех, кто сегодня интерпретирует Коран подобным образом, надо назвать в первую очередь Мустафу Махмуда и ‘А’ишу ‘Абд ар-Рахман бинт аш-Шати’.
Новые Т. отразили основные тенденции в общественно-политической жизни мусульманских стран. В них можно найти как стремление к вестернизации общественных институтов, культуры и образования, так и призывы к возврату к традиционным мусульманским ценностям. М. ‘Абдо и Р. Рида в Т. ал-Манар (1898—1935) пытались сформулировать принципы организации обновленного мусульманского общества в либерально-реформистском духе. Сторонники различных направлений «исламского социализма» находили в Коране предвосхищение социалистических идей. Саййид Кутб (ум. в 1966 г.), идеолог «исламской революции» и «третьего пути», создал Т., пафос которого заключается в обосновании социальной программы «Братьев-мусульман».
Т. продолжают широко использоваться в идеологической борьбе, в том числе шиитскими лидерами Ирана, движением ахмадийа. С пропагандистскими целями современные Т. часто переводятся на западные (главным образом английский) языки. Сохраняют свое значение сегодня и средневековые Т. Продолжается их переработка в классическом духе. Наиболее авторитетным современным Т. в суннитском мире признан Т. ал-Манар М. ‘Абдо (1849—1905) и Р. Рида (1865— 1935). Основой лекций о Коране, которые М. ‘Абдо читал в ал-Азхаре и которые составили значительную часть Т. ал-Манар, был Т. ал-Джалалайн. Из множества традиционных толкований текста Корана авторы попытались выбрать те, которые подтверждаются хадисами, восходящими, по их мнению, непосредственно к Пророку. В умеренной форме они ввели в контекст Т. ал-К. изложение достижений современной им научной мысли.
Лит-pa: Петрушевский, Ислам, 118—122; Прозоров. Шиитская историография, 21—23; Goldziher. Richtungen; Wansbrough. Studies; J. J- G. Jaussen. The interpretation of the Koran in modern Egypt. Leyde, 1974; о новых публикациях источников и исследованиях см.: A. Pippin. The present status of tafsir studies.— MW. 1982, 72, 3/4, 224 — 238; он же. The exegeticai genre asbab an-nuzul: a bibliographical and terminological survey.— BSOAS, 1985, 48/1, 1— 15; он же. Al-Zuhri: Naskh al-Qur’an and the problem of early tafsir texts.—BSOAS. 1984, 47.
Е.А.Резван