‘УМАР (Омар II) б. ‘Абд ал-‘Азӣз (681—720) — омейядский халиф (717—720), правнук ‘Умара I (по матери), которого средневековые мусульманские авторы единодушно считали единственным праведным халифом среди Омейядов. Сведения о его личности и государственных мероприятиях очень противоречивы, т. к. уже в первой половине IX в. в мусульманской историографии сложился житийный образ ‘У., исказивший действительность и повлиявший на некоторых исследователей.
Родился, по-видимому, в Египте (хотя авторы, преувеличивающие его благочестие, называют местом рождения Медину), где жил до смерти отца, наместника Египта (704 или 705 г.); по переезде в Дамаск женился на дочери своего дяди, халифа ‘Абд ал-Малика. В 706—712 (713?) гг. был наместником Медины, по приказу ‘Абд ал-Малика перестроил скромную мечеть Мухаммада, значительно расширив и пышно отделав ее, к работам были привлечены византийские мастера. Славился роскошью одежд и большими расходами на благовония, покровительствовал поэтам, ничем не отличаясь по образу жизни от людей своего круга.
Став халифом, он, согласно благочестивой легенде, не только отказался от своей доли халифского наследства, но и распродал все имущество и всех рабов, отдал вырученные деньги на благотворительные цели и довольствовался двумя дирхамами в день на еду, сам носил воду, а жена пекла хлеб и стирала его единственную рубаху. Никаких подтверждений этому в надежных источниках не имеется, напротив, мы знаем, что у него было несколько жен, наложницы и около полутора десятка детей, большое число людей в услужении. Можно лишь утверждать, что, взойдя на престол, ‘У. стал вести более скромный, чем прежде, образ жизни.
‘У. старался погасить социальные и этнические противоречия, раздиравшие Халифат, последовательным проведением в жизнь норм шари‘ата, прежде всего в налогообложении. Он освободил новообращенных мусульман от уплаты джизии, установил жалованье воинам-мавали, требовал соблюдения условий договоров с завоеванными (в соответствии с этим позволил согдийцам, незаконно выселенным Кутайбой из Самарканда, обратиться с жалобой в третейский суд), отменил налоги со священников и монахов.
Мусульмане-арабы получили при нем прибавки к жалованью, поэтому поступления средств из провинций в центральную казну сократились, и ‘У. пришлось отказаться от новых завоевательных походов; некоторые особенно выдвинутые вперед опорные пункты в Малой Азии были оставлены, предполагался даже вывод арабов из беспокойного Мавераннахра.
‘У. пытался прийти к соглашению с хариджитами; в чем ему должны были способствовать благочестивый образ жизни и призывы к соблюдению предписаний Корана и сунны, но эта попытка не имела успеха. Видимо, предпринимались также попытки задобрить Алидов и Аббасидов, которые впоследствии были расценены как проявление любви к ним.
‘У. умер в Хунасире (Северная Сирия) и был похоронен поблизости, в монастыре Симеона (Дайр Сим‘ан), местоположение которого было неизвестно уже в XIII в.
Лит-ра: Бартольд. Соч., 6, 504—531; Ибн ‘Абд ал-Хакам. Сира ‘Умар б. ‘Абд ал-‘Азиз. Нашараха Ахмад ‘Убайд. 4-е изд. Дамаск, 1385/1966.
О.Г.Большаков