‘УСМА̄Н (Осман) б. ‘Аффа̄н (ок. 575—656) — третий «праведный» халиф. Богатый мекканский купец из рода умаййа (омейя), один из первых последователей Мухаммада, женился на его дочери (ок. 610 г.). С группой мусульман выселялся в Эфиопию, в 623 г. был уже в Медине; там он и Мухаммад женились на дочерях друг друга.
При жизни Мухаммада и первых халифах ‘У. не проявил себя как военный или политический деятель, предпочитая пользоваться благами жизни, доступными ему как богатому человеку. Согласно предсмертной воле ‘Умара, ‘У. вошел в состав «совета» по избранию халифа (шура) и был избран халифом, вероятно, потому, что соперничавшие члены «совета» сочли его наименее опасной фигурой.
В правление ‘У. было завершено завоевание государства Сасанидов, утвердилось положение мусульман в Тунисе и Закавказье. По инициативе ‘У. был составлен сводный текст Корана, который он старался сделать каноническим, приказав уничтожить остальные списки. В последние годы его правления впервые возникла оппозиция халифу, в провинциях вспыхивали мятежи. Это объяснялось увеличением значимости новых центров, таких, как Куфа, Басра и Фустат; ‘У. пытался усилить контроль над ними, назначая туда наместников из своих родственников, которые получали в дар земли и значительные денежные дарения в ущерб верхушке асхабов. Обогащение халифа и его родни вызывало также упреки аскетически настроенной части мусульман, обвинявших его в отступлении от образа жизни Мухаммада и двух первых халифов.
В начале мая 656 г. в Медину прибыла делегация египтян. ‘У. пообещал удовлетворить их требования, а затем будто бы послал письмо своему наместнику с приказом казнить их по возвращении. Письмо было перехвачено, египтяне вернулись и с помощью других недовольных осадили ‘У. в его доме; большинство мединской верхушки придерживались враждебного нейтралитета; 17 июня недовольные, возглавляемые ‘Абдаллахом, сыном халифа Абу Бакра, ворвались в дом и зарубили ‘У.; имя убийцы точно неизвестно. По преданию, кровь убитого халифа оросила лежавший рядом Коран. Такие «османовские» Кораны как величайшая реликвия хранились во многих мечетях, в том числе один в Самарканде (ныне в Музее истории Узбекской ССР в Ташкенте).
Смерть ‘У. вызвала многолетнюю гражданскую войну в Халифате.
Лит-ра: The Ansab al-ashraf of al-Baladhuri. Ed. by S. D. F. Goitein. 5. Jerusalem, 1936, 1—105.
О.Г.Большаков