ФА̄Т̣ИМА (ум. в 633 г.) — дочь Мухаммада и Хадиджи, жена ‘Али б. Аби Талиба, мать ал-Хасана и ал-Хусайна, один из наиболее почитаемых женских образов в мусульманском мире. Благодаря Ф., пережившей всех своих братьев и сестер и родившей трех сыновей (один умер в младенчестве) и двух дочерей, род Пророка (А̄л ан-наби) не был прерван (см. ахл ал-байт, шариф, саййид). Ф. с мужем и детьми (ахл ал-киса’) —ближайшие родственники Пророка, которым тот, согласно традиции, давал приют в своей палатке или укрывал своим плащом (киса’).
В Коране Ф. прямо не упомянута, но шиитские авторы, следуя методам своей экзегетики (см. тафсир ал-Кур’ан, та’вил), считают, что о ней идет речь в ряде айатов (3:195/193; 55:19; 92:3 и др.).
При жизни Мухаммада Ф. не играла заметной роли в жизни общины. Прожив после смерти отца около полугода, она оказалась вовлеченной в политические события, поддержав своего мужа против Абу Бакра в борьбе за место преемника Мухаммада (халифа). Традиция сообщает о ее претензиях в качестве наследницы Мухаммада на доходы с оазиса Фадак и о спорах по этому поводу с Абу Бакром.
Образ Ф. окружен многочисленными легендами, возникшими в первую очередь в шиитско-исма’илитской среде. Сообщается о чудесных явлениях, сопровождавших ее зачатие, беременность Хадиджи Ф. и ее роды, о том, что ее брак с ‘Али был заключен сначала на небесах (Аллах был вали, Джибрил—хатибом, ангелы — свидетелями, махром являлись половина земли, ад и рай), о множестве подарков, полученных Ф. с небес, о чудесах, совершенных ею при жизни и после смерти. Согласно шиитской традиции, Ф.— первая, кто в Судный день войдет в рай.
Усиление и развитие культа Ф. относится, видимо, к X—XII вв. и связано с династией Фатимидов (ал-Фатимийун), возводивших к Ф. свое происхождение. Рост контактов и соперничества с христианским миром в период крестовых походов привел к обогащению культа Ф. рядом сюжетов, восходящих к культу Богородицы. В ряду имен-эпитетов, прилагаемых к Ф., зафиксированы, например, ал-Батул (Девственница), Марйам ал-Кубра (Старшая Мария, т. к. Ф. называют саййидой, госпожой, всех женщин на земле и в потустороннем мире). Влияние христианского культа Богородицы—одно из объяснений странной кунйи Ф.— Умм Абиха («мать ее отца»). Наиболее часто с именем Ф. употребляется эпитет аз-Захра (Блистающая). С ее легендарным образом постоянно соотносится мотив божественного света. Ф.— один из главных персонажей шиитских мистерий (та’зийа).
Во многих мусульманских странах древний оберег — изображение ладони—получил название «рука Ф.». С именем Ф. связывается представление о магических целебных свойствах.
Культ Ф. нашел свое отражение в ряде мусульманских праздников. Один из них—день мубахалы (21, или 24, или 25 зу-л-хиджжа), когда Пророк, по преданию, в споре с христианами об истинности его веры предложил им взаимно поклясться, призвав на себя и ближайших родственников (у Мухаммада это Ф., ‘Али, ал-Хасан, ал-Хусайн) небесную кару. Она должна была постичь того, кто лжет (3:61/54). Отмечают также день рождения Ф. (20 рамадана), день ее смерти (3 джумада II) и день совершения ею одного из чудес перед свадьбой (2 рамадана) (в отношении последних двух дат существуют разногласия). У шиитов-имамитов существуют специальные молитвы, посвященные Ф.
Лит-ра: Ибн Хишам. Сира, указ.; Wensinck. Handbook, Index; H. Lammens. Fatima et les filles de Mahomet: Notes critiques pour l’étude de la Sira. Rome, 1912; L. Massignon. Der gnostische Kultus der Fatima im schiitischen Islam.— Eranos Jahrbücher. Zürich, 1938, 367 и cл.; он же. La Mubahala de Médine et I’hyperdulie de Fatima. P., 1955; он же. La notion du voeu et la devotion musulmane a Fatima.— Studi orientalistici in onore di Giorgio Levi Delia Vida. Rome, 1956, 102—126; Donaldson. The Wild Rue, 39, 55, 69, 109, 119; R. Strothmann. Die Mubahala im Tradition und Liturgie.— DI. 1957, 33/1—2, 5—29; L. Veccia Vaglieri. Fatima.—EI, NE, 2, 841—850.
Е.А.Резван.