‘АЛӢ б. АБӢ Т̣А̄ЛИБ, Абу-л-Х̣асан ал-Муртад̣а̄ (ум. 21 января 661 г.) — четвертый «праведный» халиф, двоюродный брат и зять пророка Мухаммада. С именем ‘Али связано зарождение в исламе шиитского движения.
К середине 50-х годов VII в. недовольство правлением ‘Усмана стало общим и открытым. Оно выразилось в преувеличенных надеждах на ‘Али, одного из шести ближайших сподвижников Мухаммада, по мнению современников — преданного делу ислама, чрезвычайно набожного и честного. Участник почти всех военных походов Мухаммада, заслуживший репутацию храброго воина, блестящий оратор, ‘Али многим представлялся идеальным правителем. В апреле 656 г. у Медины стали лагерем ополчения из Египта, Куфы и Басры, выступившие против халифа ‘Усмана. Вскоре они вошли в город, осадили дом ‘Усмана и потребовали от него отречения от власти, а в июне того же года ворвались в дом ‘Усмана и убили его. По предложению египтян, к которым присоединились куфийцы и басрийцы, ‘Али был провозглашен халифом. Однако далеко не все согласились с этим решением. Сподвижники Мухаммада Талха и аз-Зубайр, поддержанные энергичной и влиятельной ‘А’ишей, питавшей к ‘Али личную неприязнь, подняли мятеж и, воспользовавшись нерешительностью и медлительностью ‘Али, захватили Басру. Одновременно наместник богатой Сирии, родственник убитого халифа, Му‘авийа, выступил против ‘Али, обвинив его в причастности к убийству ‘Усмана. В декабре 656 г. в «верблюжьей битве» под Басрой ‘Али удалось разбить малочисленное войско Талхи и аз-Зубайра. Однако борьба с Му‘авией приняла затяжной характер. Перенеся свою резиденцию в Ирак, в Куфу, ‘Али начал войну с сирийцами. В июле 657 г. при Сиффине, на правом берегу р. Евфрат, произошло крупное сражение. Разбив и потеснив войско Му‘авии, ‘Али, однако, не сумел воспользоваться этой победой. Приостановив сражение и согласившись на третейский суд, к которому призывали сирийцы, подняв на копья свитки Корана, ‘Али не только упустил победу, но и лишился поддержки значительной части своих воинов. Разочаровавшись в ‘Али как в вожде и объявив его согласие на третейский суд несовместимым с духом ислама, 12 тысяч воинов покинули его лагерь. Это привело к расколу в лагере ‘Али и выделению из числа его сторонников новой религиозно-политической группировки — хариджитов, которые повели активную борьбу не только против Му‘авии, но и против ‘Али. 19 января 661 г. при выходе из мечети Куфы ‘Али был смертельно ранен хариджитом Ибн Мулджамом и через два дня скончался. По преданию, он похоронен под Куфой, где впоследствии возник г. Неджеф, ставший шиитской святыней.
В историю ислама ‘Али вошел как трагическая фигура. Мусульмане-сунниты почитали и почитают его как одного из «праведных» халифов, как образец набожности и благородства. В среде шиитов ‘Али почитают безмерно — его образ оттеснил на задний план образ Мухаммада, он признан носителем «божьей благодати», абсолютным и непогрешимым авторитетом в делах веры и мирской жизни. Шииты провозгласили его обладателем всех достоинств, носителем и толкователем эзотерических и экзотерических знаний. В качестве доказательства его избранности и исключительного права на верховную власть шииты приводят многочисленные предания со слов Мухаммада и айаты Корана, соответствующим образом толкуя их. Название суры 16 (ан-Нахл — «Пчелы») стало частью почетного прозвища ‘Али — амир ан-нахл: собираемый пчелами нектар цветов и сок плодов, о которых говорится в Коране, шиитские экзегеты толкуют как спасительное учение, сокрытое в священном писании мусульман. В среде «крайних» шиитов почитание ‘Али дошло до прямого обожествления. В народном исламе ‘Али стал одним из популярнейших персонажей исламского предания, вобрав в себя черты доисламских божеств и эпических героев.
Средневековые шиитские богословы приписали ‘Али мудрые изречения, письма, которые и современные идеологи шиитского ислама признают авторитетнейшим источником шиитского вероучения.
Лит-ра: ан-Наубахти. Шиитские секты, указ.; Петрушевский. Ислам. 40—44; L. Veccia Vaglieri. ‘Ali b. Abi Talib.— EI, NE, 1, 381—386.
С.Прозоров