ал-Андарасбани, ‘Абд ас-Салам б. Мухаммад ал-Хиджжи ал-Хваризми (ум. в последней четверти XII в.) — широко образованный хорезмийский ученый—ханафит, симпатизировавший му‘тазилитам, школа которых занимала прочные позиции в Хваризме/Хорезме. Сведений об ал-А. в источниках обнаружить не удалось, однако сохранившаяся часть его биографического словаря позволяет представить творческую биографию этого ученого.
Родовое гнездо семьи ал-А.— селение Андарасбан (в Хорезме). У деда ал-А. по матери какое-то время учился ставший впоследствии знаменитым филологом и комментатором Корана Абу-л-Касим аз-Замахшари ал-Хваризми (ум. в 1144 г.). В свою очередь, сам ал-А. в 1138 г. явился к аз-Замахшари, желая у него учиться, но тот отговорил его. Тем не менее семья ал-А. сохраняла близкие отношения с аз-Замахшари.
В 1150-51 г. во время хаджжа ал-А. остановился в Раййе/Рее, у верховного судьи (кади ал-кудат) Мухаммада б. ал-Хасана ал-Астарабади, у которого он записывал хадисы, там же он посетил могилу известного теолога-му‘тазилита и факиха—шафи‘ита ал-кади ‘Абд ал-Джаббара (ум. в 1025 г.) и «благословился» написанными рукой покойного вакфными распоряжениями. Тогда же ал-А. посетил в Багдаде могилу седьмого шиитского имама Мусы ал-Казима (ум. в 799 г.), в Джабал-Табараке — могилу авторитетнейшего имама ханафитов Мухаммада аш-Шайбани (ум. в 804-05 г.), в Медине — могилу главы-эпонима маликитов Малика б. Анаса (ум. в 795 г.). Кроме того, он был в Асадабаде, неоднократно — в Хамадане, где учился у хафиза Абу-л-Фадла ал-Хамадани, в частности по его книге Китаб ат-тамхид фи ма‘рифат ат-таджвид («Введение в изучение рецитации Корана») и по собранию хадисов (ал-Джами‘ ас-сахих) ал-Бухари, делал «выписки» и «выборки» из сочинений других авторов.
Творческая деятельность ал-А. проходила в Гурганде — главном городе Хорезма в общении с учениками упомянутого аз-Замахшари, занимавшими почетное положение в обществе, о чем свидетельствуют их титулы — шайх ал-кудат, садр аш-шари‘а, садр ал-а’имма и т.д. Одним из его учителей-наставников был любимый и преданный ученик аз-Замахшари, Муваффак ал-Макки (ум. в 1172 г.) — известный оратор, руководивший проповеднической службой в соборной мечети, факих, литератор, поэт. Тесные отношения были у ал-А. с другим титулованным учеником аз-Замахшари — ‘Абд ар-Рахимом б. ‘Умаром Абу Салихом ат-Тарджумани, который в течение семи лет изучал под руководством самого аз-Замахшари его знаменитый му‘тазилитский комментарий к Корану и другие предметы. Своим «другом» (садики) ал-А. называл Мухаммада ал-Хаджжа, который всю жизнь сопровождал аз-Замахшари, а после его смерти стал учеником самого ал-А. и прослушал все его сочинения. Духовным авторитетом для ал-А. был представитель известной семьи ученых в Марве/Мерве Абу Са‘д ас-Сам‘ани (ум. в 1167 г.), о котором он отзывался с величайшим почтением и сочинениями которого (в том числе неизвестными по другим источникам) интенсивно пользовался.
Усердное собирание хадисов, обстоятельное знакомство с историко-биографической и богословско-правовой литературой, прежде всего Мавараннахра и Хурасана/Хорасана, широта взглядов, блестящее владение арабским языком (он знал также персидский, понимал по-хорезмийски) послужили прочной основой научной деятельности ал-А. Он был автором по крайней мере восьми сочинений преимущественно историко-биографического жанра (ранняя история ислама, «достоинства» основателей богословско-правовых школ, жизнеописание судей и т.д.), написанных по-арабски. Наиболее объемистое из них — биографический словарь, последняя часть которого (приблизительно треть общего объема сочинения) сохранилась. Словарь был составлен после 1173 г., сохранившаяся же рукопись переписана вскоре после смерти автора (возможно, это автограф).
Рукопись (объем— 193 листа) содержит 277 биографий, расположенных в алфавитном порядке, начинается с продолжения биографии мухаддиса ‘Абд Аллаха б. ал-Мубарака ал-Хурасани (ум. в 797 г.) и обрывается на биографии одного из ранних чтецов Корана — Абу Джа‘фара ал-Мукри’. Название словаря не сохранилось, но, судя по отбору лиц, включенных в него, он был посвящен жизнеописанию аскетов (зуххад) и подвижников (‘уббад). Автор тщательно и благоговейно описывает их аскетические подвиги, чудеса самоотречения, воздержания и подвижничества, благочестивые изречения, сны. Биографии многих деятелей выглядят как «жития святых». Возможно, этим и руководствовался ал-А. при отборе лиц, биографии которых должны были стать примером благочестивого образа жизни.
Широк и разнообразен круг использованных ал-А. источников — десятки сочинений, написанных учеными из восточных провинций Халифата — Хорасана и Мавараннахра (Нишапур, Хорезм, Мерв, Бухара, Байхак и т.д.), представлявшими местные историко-биографические традиции. Это факихи и мухаддисы разных богословско-правовых школ, литераторы, судьи, чиновники, проповедники. Разнообразна и жанровая принадлежность цитируемых сочинений — хроники городов (в частности, Нисабура/Нишапура, Бухары, Багдада и др.), различные сборники мусульманских преданий, сочинения, посвященные толкованию Корана, «науке о хадисах», фикху, полемике, суфизму. Достаточно объективно и широко представлена богословско-правовая ориентация ученых— ханафиты, шафи‘иты, му‘тазилиты, суфии и др.
Словарь хорезмийца вобрал в себя информацию из арабоязычных источников, в том числе и ныне утраченных либо сохранившихся в сокращенном виде в более поздних переводах на фарси. Особый интерес представляют биографии лиц, деятельность которых проходила в религиозно-культурных центрах Средней Азии — Хорезме, Мерве, Бухаре, Самарканде и т.д. В этих биографиях нашли отражение местные историко-биографические традиции, реальные быт и нравы, специфика бытования ислама в конкретных социально-исторических условиях, формирование сословия местных духовных авторитетов, их роль в пропаганде и передаче религиозных знаний, в установлении тесных и взаимообогащающих духовных связей с остальным мусульманским миром. Об этом свидетельствуют, например, биографии выдающихся мусульманских ученых, известных далеко за пределами Мавараннахра, — ал-Бухари (ум. в 870 г.) и аз-Замахшари. Кроме того, в них содержатся факты и детали их жизни, отсутствующие в других источниках.
Составление словаря относится к периоду духовного и культурного расцвета Хорезма. В последней четверти XII в. Хорезм и его главный город, Гургандж, были средоточием ученых, библиотек, школ, мечетей. Однако вскоре этот цветущий край подвергся опустошительному нашествию монголов: Хорезм был разрушен, библиотеки сожжены, ученые, не сумевшие спастись бегством, истреблены. Огромное письменное наследие, созданное многими поколениями ученых, безвозвратно погибло. В этом контексте следует рассматривать сохранившуюся часть биографического словаря хорезмийского ученого как осколок уничтоженной культуры, как содержательный памятник арабоязычной литературы.
Лит-pa: ал-Андарасбани. Биографический словарь // Рук. С 2387 (РФ СПбФ ИВ РАН); В.И.Беляев. Арабские рукописи в собрании Института востоковедения Академии Наук СССР // УЗ ИВАН СССР. VI, 1963, 66-76; А.Б.Халидов. Неизвестный биографический словарь XII в. из Хорезма // Folia Orientalia. Krakow, 1971, X III, 67-75; он же. Биографический словарь ал-Андарасбани // ППВ. 1974, 143-161; S.M.Prozorov. A Unique manuscript of а biographical dictionary by a Khorezmian author// MO. Vol. 5, № 2. June 1999, 9-17.
С.М.Прозоров