ал-БАДАВӢ, Абӯ Фитйа̄н (или Абу ‘Абба̄с) Ах̣мад Сӣдӣ аш-Шарӣф (1199–1276) — арабский суфий, культ которого широко распространен в Египте вплоть до наших дней, основатель-эпоним братства бадавийа (или ахмадийа). Родился в г. Фесе, происходил из семьи, возводившей свое происхождение к ‘Али б. Аби Талибу и переселившейся в Магриб в конце VII в. В 1206 г. его семья выехала в Мекку, куда прибыла в 1210 г. Здесь ал-Бадави изучал шафи‘итское право и чтение Корана. После смерти отца ал-Бадави в 1230 г. погрузился в аскетическую практику: удалился от людей, приняв обет молчания, объяснялся жестами. В 1236 г., следуя своим видениям, ал-Бадави отправился в Ирак, где после посещения гробниц ‘Абд ал-Кадира ал-Джилани и Ахмада ар-Рифа‘и был посвящен в ал-Бата’ихе в братство рифа‘ийа. В 1237 г. ал-Бадави переехал в Египет, занял пост местного главы братства и обосновался в г. Таите. Там он снискал широкую известность благодаря мистико-аскетическому образу жизни (отправление 40-дневного поста без приема пищи и воды, пристальное разглядывание солнца с крыши своего дома — «хождение в затмение», чередование полного молчания с периодами, когда он заходился криком, и т. п.) и получил духовное соизволение на основание особого мистического пути. Умер в Таите.
Ал-Бадави не был теоретиком мистического пути. Он — практик, а упражнения, которым он истово предавался, в известной мере напоминают практику братства рифа‘ийа. Массы воспринимали его как святого-чудотворца, ходатая за страждущих. В их среде сложилось огромное количество легенд о его «чудесной» силе. После смерти ал-Бадави его халифа и преемник Салих ‘Абд ал-‘Ал (ум. в 1333 г.) воздвиг на его могиле мечеть, которая стала центром культа святого-чудотворца. Этот культ, народный по своим корням, очень скоро впитал в себя многие обычаи и верования коптско-христианского Египта и стал настолько, популярен, что многие египтяне-мусульмане, отправляясь в хаджж, посещали его гробницу в Танте. Отсюда его прозвище Баб ан-наби («врата пророка»). Среди простого народа он известен как ас-Саййид («господин»), для членов братства он — кутб. Считается, что прозвище ал-Бадави он получил потому, что носил головную накидку на манер бедуинов (бадави) Магриба.
Ал-Бадави считался в Египте святым покровителем объединения профессиональных певиц и танцовщиц, а также помогал тем, кто искал потерянное, в том числе детей.
Согласно традиции, ал-Бадави является автором трех сочинений: 1) Тайной молитвы братства (хизб), которая поверяется неофиту во время инициации; 2) Собрания молитв (салават), снабженных комментарием (Фатх ар-Рахман) ‘Абд ар-Рахмана б. Мустафы ал-‘Аударуси; 3) Завещания (васайа), содержащего наставления и рекомендации общего характера.
Культ ал-Бадави и особенно паломничество в Танту всегда вызывали осуждение ‘улама’ и фукаха’. В 1488 г. их настойчивые требования вынудили мамлюкского султана аз-Захир Джакмака издать указ о запрещении паломничества к могиле ал-Бадави. Указ не возымел действия, т. к. культ пустил глубокие корни в народной среде. Правда, в период османского владычества внешняя пышность отправления культа ал-Б. существенно поубавилась по требованию таких мощных суфийских братств, как маулавийа, бекташийа и накшбандийа.
Лит-ра: аш-Ша‘рани. Табакат, 1, 155—159; Lane. Manners, Index; Littmann. Ahmad al-Badawi, Index; Trimingham. Orders, Index; K. Vollers — E. Littmann. Ahmad al-Badawi.— EI, NE, 1, 280—281.
О.Ф.Акимушкин