ал-Барамика (Бармакиды, в западной литературе Нового времени – Бармекиды, или Бармесиды) — восточноиранский род, занимавший в конце VIII в. ключевые позиции в системе управления Халифатом (ал-Хилафа). Происхождением связаны с настоятелем буддийского храма Наубахар (от санскр. Нававихара – «Новая обитель»), известным в арабо-персидских источниках как Бармак (переосмысление бактр. пармак, от санскр. прамукха – «староста, предстоятель»). Наубахар с селением Раван на востоке Тохаристана (ныне велаят Балх в Афганистане) упоминается как важный очаг буддизма махаяны в китайских источниках VII – VIII вв. (главным образом, Сюань-цзан) и описан у арабских географов X – XIII вв. (Ибн ал-Факих и Йакут) как обширное капище «идолов» (аусан), с угодьями площадью более 1,5 тыс. кв. км. В 663/4 г. он был разрушен войсками Му‘авии, но к началу VIII в., возможно, восстановлен.
Согласно арабским хронистам IX – X вв. (ал-Йа‘куби, ат-Табари, ал-Мас‘уди), около 704/5 г. жена некоего Бармака – дочь правителя области Чаганиан (напротив Балха, на левобережье Амударьи, ныне Сурхандарьинская область в Узбекистане) – была взята в плен во время похода Кутайбы б. Муслима, военного наместника (амир) Хорасана при Умаййадах (ал-Амавийун), против восставшего Балха. Якобы проведя ночь с его братом ‘Абдаллахом, она, по возвращении в дом мужа, родила ребенка, названного Халидом. При умаййадском халифе ‘Абд ал-Малике (685 – 705) или, что вероятнее, при его сыне Сулаймане (715 – 717) Бармак перебрался в Месопотамию и обратился в ислам с именем Джа‘фар. Его познания в «премудрости», «звездной науке» и «врачевании» пригодились при дворе и помогли исцелить еще одного сына ‘Абд ал-Малика, Масламу. В 725/6 г. он по поручению наместника-амира Хорасана Асада б. ‘Абдаллаха ал-Касри отстроил Балх, разрушенный восстанием Хариса.
Халид б. Бармак, ставший в Ираке маула потомков ‘Абдаллаха б. ‘Аббаса, деятельно поддержал проповедь-«призыв» (да‘ва) в их пользу и выдвинулся в антиумаййадском движении 740-х гг. («‘аббасидской революции») под началом Абу Муслима и его сподвижника Кахтабы б. Шабиба. Сначала ему доверили распределение добычи, затем – выплату жалованья бойцам-повстанцам. С восшествием ‘Аббасидов (ал-‘Аббасийун) на престол Халифата он возглавил ведомство поземельной подати (харадж).
Первый халиф династии – Абу-л-‘Аббас ‘Абдаллах ас-Саффах (749 – 754), при котором Ибн Бармак состоял писцом (катиб), назначил его вазиром и вступил с ним в молочное родство: дочь Абу-л-‘Аббаса вскормила жена Халида, а жена Халида – дочь Абу-л-‘Аббаса. Преемник ас-Саффаха, Абу Джа‘фар ‘Абдаллах ал-Мансур (754 – 775), поставил его во главе финансового ведомства. Несмотря на то, что он с 763 г. участвовал в руководстве строительством Города мира (Мадинат ас-Салам, позднее – Багдад), интриги, связанные с отстранением от престолонаследия двоюродного брата халифа ‘Исы б. Мусы (764 г.), вскоре удалили его в провинциальную администрацию.
В 765 – 769 гг. в качестве гражданского наместника (вали) Табаристана Халид покончил с княжеством Масмуган у подножия Демавенда и основал в округе Устунаванд город ал-Мансура. Память о нем местное население сохраняло до X в., изображая его самого и примененные им осадные орудия на своих щитах. В 773 или 774 г. Абу Джа‘фар ал-Мансур принудительно изъял у него 2, 7 млн дирхамов, но назначил его наместником-вали Мосула, а его сына Абу ‘Али Йахйу (род. в середине 730-х) – амиром Арминийи (Армянское нагорье и прилегающие страны Южного Кавказа) и Азарбайджана (ныне Иранский, или Южный, Азербайджан). В 779 г. Халид отличился при взятии византийской крепости Самалу, но уже в 781/2 г. скончался на посту мосульского вали, снискав уважение местных жителей.
Сыновья и внуки Халида остались на высших должностях в правительственном аппарате, но чаще всего не допускались к командным позициям в войске, хотя могли участвовать в военных предприятиях, а иногда и руководить ими. Их полномочия по преимуществу определялись их статусом маула – «клиентов» правящего дома, которые не представляли самостоятельный центр силы или статусную группу. Создаваемые ими патронажные сети всегда оставались уязвимы перед колебаниями в положении покровителей.
Наследник ал-Мансура, Мухаммад ал-Махди (775 – 785) сделал Абу ‘Али Йахйу б. Халида ал-Бармаки своим катибом, а в 777/8 г. приставил воспитателем к своему третьему сыну Харуну. Халифского отпрыска выкормила своим молоком жена Абу ‘Али Йахйи, в то время как жена ал-Махди, ал-Хайзуран б. ‘Ата’ ал-Джурашийа, выкармливала старшего сына Абу ‘Али, ал-Фадла (оба мальчика были примерными ровесниками, т.к. родились в 765/6 г.). Когда Харун б. Мухаммад стал в 779/80 г. правителем всех западных наместничеств Халифата, Йахйа б. Халид, которого он зачастую называл отцом, возглавил при нем ведомство переписки (диван ар-раса’ил) и, вместе с несколькими из своих родственников, сопровождал его в походах 779 – 782 гг. против византийцев. При Мусе ал-Хади его преданность Харуну ар-Рашиду привела к его опале.
После смерти ал-Хади ар-Рашид назначил Абу ‘Али Йахйу б. Халида вазиром, его брата Мухаммада – хаджибом (высшим сановником двора), а его младшему сыну Джа‘фару (род. в 767) вручил государственную печать. Молодой халиф считался молочным братом его старшего сына ал-Фадла и. Йахйа отчитывался перед вдовой ал-Махди, ал-Хайзуран б. ‘Ата’, до самой ее смерти в 789 г.,
Тем не менее, а в 790 г. государственная печать была передана ал-Фадлу б. ар-Раби‘ – также маула, но сопернику «дома Бармака» (Ал Бармак).
Сам «повелитель верующих» предпочитал проживать в Ракке и ее округе по Евфрату, где климат и расположение ближе к рубежам Византии облегчали проживание двора и военно-дипломатическую деятельность. Бармакидам же предоставлялось, находясь в Городе мира (Мадинат ас-Салам), с его социально-экономическими конфликтами, налаживать, при посредстве своих многочисленных маула, централизованное управление и повышать собираемость налогов, но без риска, что они смогут заручиться поддержкой войск. Они проявляли также большую, нежели «дом ал-‘Аббаса», готовность искать компромисса с ‘Алидами (ал-‘Алавийа).
В 792 г. сыновья Йахйи б. Халида выходят на первый план. Муса был назначен вали Сирии (Билад аш-Ша’м), где еще сохранялись сторонники Умаййадов, а войска раздирала междоусобица племенных союзов калб и кайс, которые он тщетно пытался примирить. Ал-Фадл, назначенный вали Джибаля, Табаристана, Дунбавенда и Кумиса (север Ирана), к которым с 793 г. добавились Арминийа и Азарбайджан, получил возможность набрать громадное ополчение из маула, чтобы справиться с восстанием зайдийа в прикаспийских областях и волнениями среди неарабского населения Среднеазиатского Междуречья (Мавераннахр). Его деятельностью, по всей видимости, на первых порах во многом руководил его отец, с которым он переписывался.
Главу зайдитов Дейлема, ‘Алида Йахйу б. ‘Абдаллаха, ал-Фадл ал-Бармаки уговорил сдаться, предоставив аман и обещав высокое положение при халифском дворе, и по его требованию добился от халифа письменного прощения, подписанного главными кади и сановниками державы. Часть набранной рати он отослал в Мадинат ас-Салам. Военные действия, которые ал-Фадл вел для защиты Арминийи от хазаров (на территории нынешнего Дагестана), были в целом неудачны. В 794/5 – 795/6 гг. в его ведении также находился Хорасан, где он одержал несколько побед над повстанцами, построил много мечетей (масджид, в т.ч. пятничную в Бухаре, где ему приписывалось введение освещения лампадами в дни рамадана) и рибатов и провел оросительный канал в Балхе.
В 795 г. Мухаммад б. Халид был вынужден уступить должность хаджиба ал-Фадлу б. ар-Раби‘, а в 796/7 г., против воли Йахйи б. Халида, вали Хорасана был назначен ‘Али б. ‘Иса, а ал-Фадл б. Йахйа переведен на управление Сирией, куда тогда же ненадолго приезжал Джа‘фар б. Йахйа, с поручением выполнить задачу, не удавшуюся Мусе, – умиротворить противоборствовавшие племена калб и кайс. Только ал-Фадлу удалось замирить эту неспокойную область.
В начале 798 г. Йахйа ал-Бармаки испросил себе во время хаджжа отставку и позволение остаться в Макке. Теперь его сыновья ал-Фадл и Джа‘фар, сменяясь на посту вазира, одновременно исправляли обязанности вали Египта и Хорасана и воспитателей сыновей ар-Рашида. Однако в 799 г. Йахйа б. Халид, который не одобрял близость Джа‘фара с халифом, вернулся в Город мира и, по-видимому, восстановил за собой полномочия.
Красноречие, изящный почерк, астрологические познания сделали Джа‘фара б. Йахйу законодателем придворных мод (он якобы ввел в употребление высокие воротники). В наместничествах, правителем которых он считался, его обычно представляли помощники, а сам он почти не расставался с Харуном. Признанием его особого положения стало помещение его имени наравне с халифским на монетном чекане. Роскошные поместья Бармакидов в Багдаде и окрестностях вызвали обвинения в стремлении превзойти халифа: приближенные советовали Джа‘фару передать свой дворец сыну ар-Рашида, ‘Абдаллаху (будущему ал-Ма’муну). Другие сыновья Йахйи – Мухаммад и Муса – тоже достигли богатства и высоких должностей.
В конце января 803 г., возвращаясь из хаджжа, на следующий день после совместной охоты, ар-Рашид приказал задержать Джа‘фара, отвезти в свой замок и обезглавить. Голова и обе части разрубленного надвое тела фаворита были выставлены на самых посещаемых мостах Багдада. На следующий день были арестованы Йахйа с остальными сыновьями, из которых ал-Фадл впоследствии подвергся заточению. Все имущество семейства было конфисковано.
Драматические события 803 г. легли в основу романического повествования XI – XII вв., которое легло в основу легенды о Бармакидах, распространенной в позднейшем историописании. Согласно нему, ар-Рашид, чтобы обеспечить себе возможность видеться с Джа‘фаром в любое время суток, в т.ч. во внутренних покоях, выдал за него свою сестру ‘Аббасу, при условии, что они будут встречаться только в его присутствии и не вступят в супружеские сношения. Джа‘фар нарушил условие, и ‘Аббаса родила от него. Узнав об их связи, своего наперсника халиф приказал казнить, а сестру – заживо похоронить вместе с детьми. Вызванное этим недовольство народа якобы заставило Харуна перебраться из Багдада в укрепленную Ракку.
Действия Харуна скорее могут быть поняты с учетом конкуренция основных групп ‘аббасидской элиты – катибов, преимущественно с востока Халифата, в значительной степени ‘аджам по происхождению, и ‘улама’, главным образом из западных областей державы, среди которых был велик удельный вес арабов. Представителями данных групп считались, с одной стороны, ал-Фадл б. Йахйа и Джа‘фар б. Йахйа, с другой – ал-Фадл б. ар-Раби‘. Халиф, настороженный непомерным усилением сыновей Йахйи б. Халида (ал-Фадла – в военной сфере, Джа‘фара – в дворцовых кругах), склонился к соперничавшему с ними лагерю и назначил вазиром Ибн ар-Раби‘.
От гонений и конфискаций пострадало и бармакидское окружение. Полностью преследования обошли только Мухаммада б. Халида. Йахйа б. Халид умер в заточении в ноябре 805 г., хотя впоследствии выжившие члены семейства были освобождены из заключения
Бармакиды вошли в арабский городской фольклор, прежде всего, в «Тысячу и одну ночь». Так, «Рассказ о шестом брате цирюльника» породил выражение «бармакидское празднество» в значении воображаемого пиршества (главного героя – голодного бедняка – его хозяин испытывает, предлагая угощаться с пустых блюд, на которых ему подносят мнимые яства).
Лит.: Bosworth C.E. Abū Ḥafṣ ‘Umar al-Kirmānī and the Rise of the Barmakids // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. University of London. LVII/2 (1994). P. 268 – 282; Bouvat L. Les Barmécides d’après les historiens arabes et persans // Revue du Monde Musulman XII (1912). P. 1 – 131; Nadvi S.S. The Origin of the Barmakids // Islamic Culture VI (1932). P. 19 – 28.
Т.К. Кораев