ал-Бардаʻи, Саʻид б. ʻАмр Абу ‘Усман ал-Азди (ум. в 905 г.) — знаток хадисов, шафиʻитский факих. Родился в семье потомка арабских переселенцев в Арране. Завершив учёбу в родном г. Бардаʻа, ал-Б. для продолжения образования в хадисоведении (‘илм ал-хадис) посетил Димашк (Дамаск), Багдад и Нисабур (Нишапур). Слушал хадисы у Абу Зурʻи ар-Рази (ум. в 894 г.), Абу Хатима ар-Рази (IX в.), Абу Саʻида ал-Ашаджжа (ум. в 870 г.), Мухаммада б. Йахйи аз-Зухли (ум. в 871 г.), Муслима б. Хаджжаджа ал-Хафиза (ум. в 874 г.), Мухаммада б. Исхака ас-Сагани (ум. в 883 г.). В столице аш-Шама (Сирия) он одновременно изучал мусульманское право (ал-фикх) у кади Димашка Абу Зурʻи (ум. в 914 г.), и когда тот отправился в Миср (Египет), ал-Б. последовал за своим учителем. Его наставником был также другой авторитетный шафиʻит — Исмаʻил б. Йахйа Абу Ибрахим ал-Музани (ум. в 877 г.), от него ал-Б. получил «разрешение» на передачу его сочинений.
По завершении обучения ал-Б. вернулся в Бардаʻа, где занимался передачей полученных знаний. Среди его учеников наиболее известными были шиитский знаток преданий и историк Ибн ‘Укда (ум. в 944 г.), знатоки преданий из Азербайджана Ахмад б. Тахир ал-Майаниджи (X в.), автор «Истории Азербайджана» (Та’рих Азарбиджан), и Абу Хафс б. ‘Умар ал-Ардабили (ум. в 950 г.), автор многих сочинений.
Из трудов самого ал-Б. известно сочинение о передатчиках хадисов (‘илм ар-риджал) под названием ад-Ду’афа’ ва-л-каззабун ва-л-матрукун мин асхаб ал-хадис («Слабые, лживые и отвергаемые передатчики хадисов»).
Лит-pa: Йакут. Муʻджам, I, 560–561; аз-Захаби. Тазкират, II, 743–745; Саидов. Выходцы, 117–118.
З.А.Саидов