ал-Бухари, Мухаммад б. Исма‘ил ал-Джу‘фи (810–870) — выдающийся мусульманский ученый—мухаддис, комментатор Корана, автор одного из четырех «канонических» сборников суннитских преданий ал-Джами‘ ас-сахих. Родился в Бухаре в персидской семье, предки были зороастрийцами, прадед (ал-Мугира) — первый в семье, кто принял ислам «из рук» правителя (вали) Бухары Йамана ал-Джу‘фи ал-Бухари, клиентом (маула) которого он и стал (отсюда вторая нисба ал-Б. — ал-Джу‘фи).
До 10-летнего возраста Мухаммад учился в начальной школе (куттаб) Бухары, рано проявил интерес к хадисам, поражая окружающих незаурядной памятью. Еще в юном возрасте он безупречно знал наизусть сочинения признанных в Восточном Халифате хорасанских мухаддисов ‘Абд Аллаха б. ал-Мубарака ал-Хурасани (ум. в 797 г.) и Ваки‘ б. ал-Джарраха ал-Куфи (746–812). В 16 лет ал-Б. вместе с отцом и братом Ахмадом совершил паломничество в Макку/Мекку, по завершении которого отправился в многолетнее странствие в поисках знаний. Он посетил города Хурасана/Хорасана, Ирака, Сирии, Хиджаза, где прослушал и записал огромное количество хадисов. Тогда же он приступил к написанию своего первого сочинения — биографического свода Китаб ат-та’рих ал-кабир («Большая хроника»), содержащего сведения о передатчиках хадисов — сподвижниках пророка Мухаммада и их «последователях». По словам автора, эту «книгу» он писал у могилы Пророка (в Медине) по ночам, при лунном свете, и, как свидетельствовал ученик и секретарь ал-Б., Мухаммад б. Аби Хатим ал-Варрак, сопровождавший его в путешествиях, впоследствии автор дважды переписывал это сочинение, «выпустив» его, таким образом, в трех редакциях.
По единодушному мнению современников, ал-Б. был набожен и непритязателен в быту. Его товарищи по странствию в поисках хадисов рассказывали: как-то ал-Б. поиздержался настолько, что им пришлось вскладчину купить ему одежду. Возможно, именно неистовость в поклонении Аллаху связывала ал-Б. с ‘Абд ал-Хамидом (родом из Багдада, но поселившимся в Кеше), считавшимся его учителем, — подвижником, проводившим все время в молитве и покидавшим мечеть только на ночь.
Еще одним учителем (устаз) ал-Б. был Мухаммад б. Салм ал-Пайканди, который, в свою очередь, учился у авторитетного факиха, первого систематизатора мусульманского права Мухаммада аш-Шайбани (ум. в 804–05 г.) и потратил на его «книги» 10 тыс. дирхамов. В то же время сам ал-Пайканди сверял правильность приведенных в своих сочинениях хадисов с мнением ал-Б. и делал соответствующие пометы.
О богословско-правовых взглядах ал-Б. или его однозначной принадлежности к какой-либо школе нет достоверных сведений, однако в рукописи биографического словаря ал-Андарасбани (составлен в последней четверти XII в.) подробно изложена своеобразная теория познания хадисов, которую проповедовал ал-Б. и которая основана на сочетании сакральности числа 4 со значениями арабских предлогов. Последовательное и поэтапное овладение «наукой о хадисах» (‘илм ал-хадис) ведет к познанию соответствующего уровня божественного Откровения в этом мире и дает надежду на соответствующее воздаяние в потустороннем мире.
Научная деятельность ал-Б. как мухаддисов была тесно связана с городами Ирака и Хорасана. В Басре, где он прожил пять лет и откуда ежегодно совершал хаджж, он был участником «собрания»/семинара (маджлис) Мухаммада б. Башшара ал-‘Абади (ум. в 843 г.), который выделил его в числе трех своих учеников («птенцов»), дав ему почетное прозвище «господин факихов». Будучи еще молодым человеком, ал-Б. руководил (по просьбе басрийцев) «собранием»/семинаром по диктовке хадисов (маджлис ал-имла’), на которое собиралось около «тысячи» слушателей. Басрийские ученые высоко чтили ал-Б., признавали его превосходство над собой в области фикха и «науки о хадисах», считали его одним из четырех (наряду с Абу Зур‘ой ар-Рази в Раййе/Рее, Муслимом б. ал-Хаджжаджем в Нисабуре/Нишапуре и ‘Абд Аллахом б. ‘Абд ар-Рахманом ад-Дарими в Самарканде) выдающихся хафизов.
Высоким авторитетом пользовался ал-Б. в столице Халифата — Багдаде, где он также руководил «собранием» (маджлис ат-тахдис), дававшим право на передачу хадисов, и «экзаменовал» багдадских и заезжих мухаддисов. По словам Салиха б. Мухаммада Абу ‘Али ал-Багдади, одного из трех «помощников» (мустамли) ал-Б. в проведении этих «собраний», число присутствовавших на них превышало якобы 20 тыс. человек. Это подтверждали и другие участники маджлисов ал-Б. Правда, прежде чем достичь такого признания, ал-Б. вынужден был сам пройти изощренную проверку, которую устроили ему багдадские мухаддисы. Сговорившись, они выбрали 10 человек из Багдада, Хорасана и других регионов и подобрали каждому из них по 10 хадисов, которые они должны были предложить на «собрании» ал-Б. с тем, чтобы проверить его знания. Предварительно они поменяли иснады во всех ста хадисах. Ал-Б. достойно выдержал это испытание, восстановив во всех предложенных ему хадисах их первоначальные иснады.
Огромное уважение ал-Б. снискал в Хорасане и особенно у себя на родине, в Бухаре — тогдашнем духовном центре края. В рабате Бухары он устраивал маджалис ал-имла’, на которые съезжались ученые мужи из других регионов.
Популярность ал-Б. раздражала завистников из числа «конкурентов». Так, его «собрания» в Нишапуре вызвали «расстройство» на «собраниях» известного в городе мухаддиса Мухаммада б. Йахйи аз-Зухли; последний даже запретил своим слушателям посещать «собрания» ал-Б., обвинив его из зависти в «недозволенном новшестве» (проповедование сотворенности Корана) и предложив ему публично отречься от этого. Сам ал-Б. категорически отвергал это обвинение, подчеркивая, что он говорил лишь о сотворенности всех действий человека. В этом вопросе он проявлял твердость и до самой смерти оставался непреклонным, предлагая своим оппонентам привести более веские аргументы, чем его.
Откровенно напряженные отношения сложились у ал-Б. после его возвращения в Бухару с ее правителем (вали) — Халидом б. Ахмадом аз-Зухли. Последний потребовал от него явиться во дворец и прочитать ему (по другим сведениям, его детям) свои сочинения. На это ал-Б. ответил, что он не унизит науку, доставляя ее к порогу жилищ, и предложил правителю присутствовать на его «собраниях» в мечети либо запретить своей властью сами «собрания», дабы в Судный день это послужило извинением ал-Б. за то, что он скрыл от людей свои знания. Отчуждение между ученым и правителем стало причиной, по которой ал-Б. покинул Бухару: по приказу правителя группа ученых во главе с Хурайсой б. Аби Варка’ организовали осуждение его учения и изгнание ал-Б. из города.
Согласно традиции, ал-Б. проделал гигантскую работу по сбору преданий и их проверке: он собрал и проверил около 600 тыс. бывших в ходу хадисов и еще 200 тыс. записал непосредственно со слов шайхов и информаторов, общее число которых, по его словам, достигло 1000 человек. Из огромной массы материала он отобрал как «безупречные» 7397 хадисов с полными иснадами, составивших содержание его ал-Джами‘ ас-сахих (или просто ас-Сахих— «Достоверный») — свода преданий, ставшего у суннитов самым авторитетным и признанного во всем мусульманском мире. В отличие от сборников типа муснад, в которых предания располагались по именам самых ранних передатчиков (по принципу ‘ала-р-риджал), ас-Сахих был составлен по принципу мусаннаф, т. е. хадисы расположены в нем по темам (‘ала-л-абваб). Ал-Б. разбил материал на 97 «книг» (китаб) с 3450 «главами» (баб). Столь внушительное количество «глав» объясняется тем, что многие хадисы содержат материал на разные темы, потому их повтор неизбежен. Сами «книги» выделены и расположены в соответствии с разделами и вопросами фикха, но содержат также и другие материалы (по эсхатологии, историко-биографические сведения, коранические комментарии и т. д.). Некоторые «главы» имеют только названия, но в них нет хадисов. Очевидно, ал-Б. предварительно составил схему сборника в надежде наполнить его разделы «достоверными» преданиями, но так и не смог полностью реализовать эту идею.
Хорезмиец ал-Андарасбани (2-я пол. XII в.) «слушал» в Хамадане оригинал ас-Сахиха, состоявший из 9 томов, а ученик ал-Б., Мухаммад б. Йусуф ал-Фирабри (846–932), читал его под руководством своего учителя в течение трех лет (867–869) в Фирабре (известный как рабат Тахира б. ‘Али, недалеко от Амуля, на главной дороге из Хорасана в Мавараннахр); там же, согласно ал-Фирабри, под руководством ал-Б. прослушали ас-Сахих десятки тысяч человек.
Тематический принцип расположения материала оказался очень удобным для пользования: труд ал-Б. стал руководством для факихов. С X в. ас-Сахих (наряду с одноименным сборником Муслима) — самая важная (после Корана) книга суннитов. На протяжении веков ас-Сахих в целом и отдельные его «книги» и «главы» были объектом многочисленных комментариев, и, несмотря на критику частностей, он был и остается главным сводом суннитских преданий, источником исламского вероучения и права. Содержащийся в нем богатейший материал оказал непосредственное влияние на формирование догматических, правовых, этических, социальных и других взглядов мусульман-суннитов. Кроме того, ас-Сахих — важный литературный памятник, впитавший в себя более чем двухвековую традицию арабоязычной литературы. Сборник сохранился в многочисленных списках и издан.
Из сочинений ал-Б. крупного жанра следует назвать сохранившийся «Комментарий к Корану» (Тафсир ал-Кур’ан), который, однако, по существу еще не исследован.
Ал-Б. умер и похоронен в селении Хартанг (близ Самарканда), где он незадолго до смерти поселился в доме Абу Мансура Талиба б. Джибрила. Со временем как его похороны, так и сама могила обросли легендами. В частности, по одной из них, после похорон над его могилой наблюдалось свечение и от нее исходил аромат. Люди стали брать себе землю с его могилы, так что семейство упомянутого Абу Мансура было вынуждено соорудить вокруг нее деревянное заграждение.
В последние два десятилетия на родине ал-Б. наблюдается повышенный интерес к этой незаурядной личности и его духовному наследию. Реставрирован его мавзолей, на международном уровне проведены юбилейные мероприятия (Ташкент, 1998) в честь признанного во всем мусульманском мире ученого.
Лит-ра: [ал-Андарасбани. Биографический словарь] // Рук. С 2387 (РФ СПбФ ИВ РАН), 215–225; ал-Багдади. Та’рих Багдад, 2, 4–34; GAL, I, 157–160, SBd. 1, 260–265; GAS, I, 115–134; J.Robson. Al-Bukhari // EI, NE, 1, 1296–1297.
С.М.Прозоров