ал-Джанзи, ‘Умар б. ‘Усман б. ал-Хусайн Абу Хафс (середина 80-х гг. XI в. — 1155) — знаток хадисов, словесник (адиб), комментатор Корана. Родился в столице Аррана — Гандже/Гяндже (араб. Джанза, в совр. Азербайджане). Уже в свои молодые годы на родине имел возможность получить достаточно основательные знания в области арабского языкознания и навыки сочинения в прозе и в стихосложении. В начале XII в. отправился в Багдад, где жил некоторое время. Главным направлением в его занятиях в этот период было изучение арабской словесности (адаб), в которой наиболее глубокие знания он получил у Абу-л-Музаффара ал-Абиварди, заведовавшего в то время библиотекой при мадрасе ан-Низамийа. Впоследствии ал-Дж. продолжил обучение в Хамадане, где прослушал у знатока хадисов ‘Абд ар-Рахмана б. Ахмада б. ал-Хасана Абу Мухаммада ад-Дуни сочинение ан-Наса’и ас-Сунан и получил «разрешение» на его передачу. Во время обучения у Абу Мухаммада ад-Дуни ал-Дж. получил основательные знания и о ранней истории ислама, о родословных арабов, о чем свидетельствуют неоднократные ссылки на него в предисловии к Китаб ал-ансаб («Книга генеалогий») ас-Сам‘ани. После возвращения на родину и недолгого пребывания там ал-Дж. второй раз посетил Багдад, затем отправился в ал-Басру и Хузистан и продолжил там свои занятия. Как учёный, он сочетал в себе знания арабской словесности и религиозных наук (ал-’илм). Впоследствии ал-Дж. переселился в Нисабур (Нишапур) и занимался воспитанием детей Фахр ал-мулка, сына знаменитого вазира Низам ал-мулка.
В учёных кругах Нишапура он получил известность как имам в арабской грамматике и словесности.
После 1150 г. ал-Дж. посетил Балх, Сарахс и Марв. В Сарахсе с ним впервые встретился и познакомился Абу Са‘д ас-Сам‘ани, возвращавшийся из Багдада. Последние годы своей жизни ал-Дж. провёл в Марве. Будучи уже в преклонном возрасте, он продолжал заниматься словесностью и религиозными науками, сочинял стихи и участвовал в поэтических диспутах. Некоторые из его стихов этого периода ас-Сам‘ани цитирует в своём сочинении Адаб ал-имла’ ва-л-истимла’. Там же, в Марве, он начал диктовать свой комментарий к Корану (тафсир), рукопись которого была известна как его современникам, так и более поздним авторам.
Умер ал-Дж. в Марве.
Лит-pa: Йакут. Му‘джам, II, 132; З.А.Саидов. Поэт и ученый ‘Умар б. ‘Усман ал-Джанзи (К вопросу о контактах Гянджи с культурными центрами Ближнего и Среднего Востока в XII в.) // Идеология и политика. Ч. 2. М., 1986, 91–98.
З.А.Саидов