ал-‘Илм ал-ладуни (перс. ‘илм-и ладуни)— устойчивое понятие божественного знания, разработанное и закрепившееся в исламском мистицизме. При обращении к ал-‘И. ал-л. теоретики и практики суфизма в своих сочинениях практически всегда апеллируют к цитате из Корана (18:64): «…и дали познать ему знанием от Нас». Под «ним» имеется в виду неназванный раб Божий, в котором суфии пытаются узнать ал-Хадира. Понятие ал-‘И. ал-л. подразумевает не столько само божественное знание, сколько способ его обретения: без посредничества человека.
Проблема путей передачи духовной культуры вообще и непосредственного получения знаний от Бога в частности была всесторонне рассмотрена Абу Хамидом Мухаммадом ал-Газали (1058-1111) в Ихйа’ ‘улум ад-дин, Кимийа-йи са‘адат и в специально посвященном этой теме небольшом сочинении ар-Рисала ал-ладунийа (которое иногда приписывают Ибн ал-‘Араби (1165-1240) как обработку части его Рисала фи-н-нафс ва-р-рух). Ал-Газали видит два способа получения знания: опосредованный, через кого-что-либо, и непосредственный, от Бога. В свою очередь, каждый из них подразделяется им на два вида. В первом случае это — ограниченное знание, приобретаемое учеником через учителя (та‘аллум) с использованием средств общения, и знание, приобретаемое благодаря внутренним размышлениям (тадаббур) и обдумыванию (тафаккур). Во втором случае это— знание, обретаемое как пророческое откровение (вахй) и именуемое пророческим (араб. ал- ‘илм ан-набави, перс. ‘илм-и набави), и знание, обретаемое благодаря божественному внушению (илхам) и называемое ал-‘И. ал-л.
Ал-‘И. ал-л. ассоциируется со знанием мусульманских «святых», однако им могли пользоваться также и пророки, статус которых, согласно ал-Газали, превышает статус аулийа’. Однако, поскольку Мухаммад — «печать пророков», а его пророческое откровение— последнее, ниспосланное от Бога, ал-‘И. ал-л. остается единственным видом даруемого свыше знания в исламе, обретения которого можно добиться путем очищения своего духовного сердца.
Разрабатывая проблему передачи духовной культуры из поколения в поколение, суфийские шайхи использовали три оставшихся вида обретения знания. Для ал-‘И. ал-л. это инициирование персонифицированным духом умершего физически (концепция увайси). Первым увайси считается Увайс ал-Карани — эпоним традиции беспосреднической передачи духовного наследия, инициированный духом Мухаммада. В среднеазиатском братстве накшбандийа—хваджаган это — ‘Абд ал-Халик ал-Гидждувани (ум. в 1180 или 1220 г.), посвященный ал-Хадиром, принявшим духовное наследие непосредственно от Аллаха, Баха’ ад-дин Накшбанд (1318— 1389), ставший, в свою очередь, духовным преемником ал-Гидждувани, и т.д.
Таким образом, в накшбандийа наряду с формальной цепью духовной преемственности (силсила) существует цепь реальной духовной преемственности в передаче ал-‘И. ал-л., зачастую не совпадающая с силсила (так, например, Накшбанд был вынужден возрождать тихий зикр на задержке дыхания, являвшийся частью ал-‘И. ал-л. и преподанный ал-Хадиром основателю хвад- жаган ал-Гидждувани). Вероятно, именно это имел в виду позднее основатель накшбандийа-муджаддидийа Ахмад Сирхинди (1564-1624), говоря о том, что идеальное воплощение духовной связи (нисбат) происходит весьма редко, и называя ал-Гидждувани, Накшбанда и его преемника ‘Ала’ аддина ‘Аттара (ум. в 1400 г.).
Очень тесно с концепцией увайси связана по своей сути суфийская традиция пути привлечения божественным (джазба). Последнее ставится основной целью во многих суфийских братствах как конечный этап пути обучения (сулук), приводящий к непосредственному переживанию обретения ал-‘И. ал-л. Именно на этом этапе шайхи отходят в сторону, давая возможность своим подопечным самостоятельно ощутить духовную связь с божественным. Иначе обстоит дело в братстве накшбандийа, где, включив окончание пути в его начало, шайхи братства сознательно берут функции божественного на себя.
Во всех случаях переживание обретения ал-‘И. ал-л. представляет собой установление духовной связи (ан-нисба ар-рухийа) между духовным сердцем, отполированным до зеркального состояния психотехническими и духовно-религиозными упражнениями, и Хранимой Скрижалью (ал-лаух ал-махфуз). При установлении духовной связи свет божественного внушения (араб. ал-илхам, перс. нур-и илхам) пронизывает и освящает дух, заставляя переживать обретение ал-‘И. ал-л.
Лит-ра: al-Ghazali. Ihya’ ‘ulum ad-din / Тг. by Muidd ad-din Muhammad Khwarizmi ba kushish-i Husain-i Khadiwdjam. Tehran, 1374, III, 39-42; он же. Kimiya, I, 34-35; он же. ‘ Ilm-i ladunni az didgah-i G hazali/Тг. o f Аr-Risala al-laduniyya by Dr. Zain ad-din Kiyai-nezhad. Tehran, 1361; Badawi. Les Œuvres, 172-178, 191, 270-271; Johan G .J. Ter Haar. The Naqshbandi tradition in the eyes of Ahmad Sirhindi // Naqshbandis, 83-93; Хисматулин. Практика, 34-53; он же. Суфизм. С.-Петербург, 1999, 215-217.
А.А.Хисматулин