ал-ИМА̄МА — имамат, институт верховного руководства мусульманской общиной, в котором сливаются власть светская и власть духовная. Проблема главенства и власти в общине была и остается центральной проблемой теории и практики ислама. Именно проблема власти привела мусульманскую общину, а затем и весь мусульманский мир к расколу на суннитов и шиитов. Различие в толковании природы власти оформилось со временем в две принципиально различные доктрины верховной власти. Учение об И. стало одним из основополагающих догматов шиитского ислама. Принципиальное отличие шиитского толкования И. от суннитского и хариджитского состоит в том, что шииты провозгласили И. «божественным установлением», не зависящим от желания людей и принадлежащим исключительно роду ‘Али. Основные доказательства необходимости И., его божественной природы и его принадлежности роду ‘Али и Фатимы шиитские богословы черпали из Корана и хадисов, прибегая при этом к аллегорическому толкованию отдельных коранических выражений. Представление шиитов о верховной власти вытекало из представления о продолжении божественного руководства общиной через Алидов, к которым перешла «божественная субстанция». Идея божественной природы верховной власти, которую и поныне проповедуют шииты, в разное время воспринималась в различных формах религиозного сознания — от «вселения божественного света» в род ‘Али до прямого обожествления ‘Али и его потомков. Идеи обожествления Алидов проповедовали главным образом «крайние» шииты, тогда как сами алидские имамы отвергали эти идеи и резко осуждали их проповедников. Отвергая прямое обожествление имамов, шииты (кроме зайдитов) фанатично защищали «божественную сущность» И. Под влиянием различных исторических обстоятельств (в том числе дробления внутри алидского рода) в среде шиитов возникали многочисленные общины, проповедовавшие теории временного прекращения «остановки» (вакф) И., «исчезновения» или «скрытого состояния» (ал-гайба, ас-сатр) последнего имама, «возвращения» (аррадж‘а) ожидаемого имама в качестве ал-ка’има, ал-махди и т.п. Каждая из алидских ветвей (зайдиты, исма‘илиты, имамиты), а также «крайние» шииты, отстаивая право на И. своего претендента, привносили в учение об И. свои представления, приведшие в конечном счете к догматическим расхождениям внутри шиитского ислама.
Начиная с XI в. шиитский ислам развивался под влиянием идей античной философии и особенно неоплатоников. Признав первообразующей силой Мировой Разум (‘акл ал-кулл), а его эманацией — Мировую Душу (нафс ал-кулл), шииты перенесли эти космические принципы на земную жизнь, создав на земле символическую копию космоса. В этой системе пророк стал рассматриваться как «совершенный человек» (ал-инсан ал-камил), носитель организующей и управляющей силы, человеческая ипостась Мирового Разума, а И . — как человеческая ипостась Мировой Души, духовный вождь человечества. С победой шиитской династий Сефевидов в Иране (в начале XVI в.) доктрина И. получила дальнейшее развитие. Непрерывный ряд имамов был признан носителем извечного божественного света руководства, важнейшей космической силы, являющейся самостоятельным орудием творения. Пророчеству отводилась второстепенная роль: эпизодическое оповещение о вечной религии. Согласно этой доктрине, имамы как личности существуют совершенно независимо от вечного божественного света И.
Лит-ра: ал-Багдади. Усул ад-дин, 270—294;, аш-Шахрастани. Нихайат ал-икдам, 478—496; Amoli. La philosophic, 242—254; Handwörterbuch, 206—208; W, Madelung. Imama.— EI, NÉ, 3, 1192—1198.
С.М.Прозоров