ал-ИСРА̄’ ва-л-МИ‘РА̄ДЖ («ночное путешествие и вознесение») — ночное путешествие Мухаммада в Иерусалим и его вознесение на небеса, один из основных сюжетов мусульманского религиозного предания. В Коране (17:1) упомянуто о том, что Аллах однажды ночью перенес Пророка к «отдаленнейшей мечети» (ал-масджид ал-акса), вокруг которой место, благословенное Аллахом.
Согласно преданиям, однажды, когда Мухаммад спал Около ал-Ка‘бы, к нему явился Джибрил с крылатым верховым животным ал-Бураком, на котором Пророк отправился на север, побывал в Хеброне и Вифлееме, а затем прибыл в Иерусалим, на гору Мориа. Там Мухаммад встретился с древними пророками—Ибрахимом, ‘Исой, Мусой — и руководил их совместной молитвой. Там же ангелы рассекли Мухаммаду грудь и омыли его сердце.
Затем, оставив ал-Бурака в Иерусалиме, Мухаммад вместе с Джибрилом поднялся на небо. На каждом из семи небес он встречал приветствовавших его пророков, а затем предстал перед Аллахом, который определил обязательное для мусульман число молитв — пять. Мухаммад видел венчающее мир дерево — «сидр крайнего предела», небесную ал-Ка‘бу; в раю и в аду видел блаженство праведников и мучения грешников, затем был возвращен в Мекку.
Мекканцы не поверили рассказам Мухаммада, и тогда Аллах еще раз показал Пророку, вставшему на ограду ал-Ка‘бы, Иерусалим, и Мухаммад смог подробно описать город соплеменникам, а также перечислить караваны, шедшие оттуда в Хиджаз. Иногда упоминанием о ми‘радже считаются еще два места Корана, описывающие видения Мухаммада: 17:60/62 и 53:10—14.
Предметом богословских споров стали два связанных с этой легендой вопроса. Первый: лицезрел ли Мухаммад Аллаха? Мнение большинства сводится к тому, что он Аллаха не видел. Второй вопрос: было ли это путешествие видением или реальным событием и возносилось ли на небеса и тело Мухаммада или только его дух? По общераспространенному мнению, путешествие было реальным, в нем участвовали и дух и тело Мухаммада. Суфии обычно видят в этой легенде рассказ о путешествии души и ее единении с богом, очищении и возвращении ее в тело. Шииты уделяют этой легенде большое внимание, видя в ней образец прямого контакта имама с божеством.
История о ночном вознесении Мухаммада пользовалась большой популярностью в народном исламе. В средние века было много устных рассказов и их записей, в красочных подробностях описывавших все, что Мухаммад видел на небесах, а особенно в аду и в раю. В позднее средневековье эта легенда стала излюбленным сюжетом миниатюр и народных картинок.
Существование разных версий и деталей легенды иногда побуждало богословов разделять по времени ал-исра’ и ал-ми‘радж (17 раби‘ I — ал-исра’, 17 раджаба или 17 рамадана 621г. — ал-ми‘радж) или же допускать, что «вознесений» было три—два через Иерусалим, а одно из Мекки. Согласно наиболее распространенному мнению, «ночное путешествие и вознесение» произошло 27 раджаба 621 г. Этот день отмечается в большинстве мусульманских стран как религиозный и государственный праздник.
Айат, послуживший поводом для сложения легенды, получал в востоковедной науке различные толкования. Согласно одним, речь в нем шла о путешествии к небесной мечети, а Иерусалим появился в комментариях на айат позднее, в конце VIII в. Согласно другим, речь шла о тайном путешествии Мухаммада к одному из мест в окрестностях Мекки. Однако большинством ученых сейчас признается, что в Коране речь идет о святыне в «священной земле», т. е. об Иерусалиме. Мусульманские легенды о вознесении Мухаммада восходят как к преданиям о жизни Пророка, так и к аналогичным рассказам в преданиях других религий (например, о лестнице Иакова). Записи сказаний об ал-И. ва-л-М. переводились на европейские языки и, возможно, послужили одним из источников сюжета «Божественной комедии» Данте. На тонком пародировании таких рассказов строится «Послание о прощении» знаменитого арабского поэта X—XI вв. Абу-л-‘Ала’ ал-Ма‘арри. Современная мусульманская апологетика иногда объявляет легенду об ал-И. ва-л-М. мусульманским «предсказанием» возможности космических путешествий. См. ал-Бурак.
Лит-ра: Ибн Са‘д. Табакат, 1/1, 137—145; Ибн Хишам. Сира, 1, 263—271; ат-Табари. Тафсир, 15, 2—14; ал-Байдави. Тафсир, 1, 532—533; Horovitz. Himmelsfahrt; R. Bell. Muhammad’s visions.— MW. 1934, 24, 151 —153; E. Cerulli. «Libro della Scala». Vatican, 1949; он же. Nuove ricerche sul Libro della Scala e la conoscenza dell‘Islam in Occidente. Vaticano, 1972; B. Schrieke. Isra’.— EI, 2, 591—592; J. Horovitz. Mi‘radj.— Там же, З, 581—584.
М.Б.Пиотровский