ал-КУЛӢНӢ (или ал-Кулайнӣ), Мух̣аммад б. Йа‘к̣ӯб Абӯ Джа‘фар (ум. в мае 941 г.) — имамитский мухаддис и факих, первый кодификатор имамитского (джа‘фаритского) права. Родился в селении Кулин, или Кулайн, под Реем, в котором известен мазар его отца. Большую часть жизни ал-К. провел в Рее и Куме — в то время центрах шиитской учености. Его авторитетами в области имамитских хадисов были в большинстве своем представители этих двух школ имамитов. Среди них его дядя ‘Аллан ал-Кулини, которого ан-Наджаши называл «шайхом имамитов Рея»; Мухаммад б. Йахйа ал-‘Аттар ал-Кумми; Ахмад б. Идрис ал-Аш‘ари (ум. в 919 г.) и др. Последние годы жизни ал-К. провел в Багдаде, в районе Баб ал-Куфа, там же он и умер.
Имамитская традиция характеризует ал-К. как «обновителя» (муджаддид) имамитского толка, как крупнейшего авторитета в области богословия и права. В решающей мере эта оценка связана с высокой репутацией главного труда его жизни, которому он отдал двадцать лет, — ал-Кафи фи усул ад-дин. Это сборник шиитских (имамитских) преданий, в котором собрано и систематизировано около 16 тыс. хадисов. Сочинение сохранилось, многократно издавалось. Оно состоит из 30 «книг» (китаб), каждая «книга» разделена на многочисленные главы (баб), в которых хадисы сгруппированы тематически. Хадисы, не вошедшие в предметные рубрики, объединены в конце каждой «книги» в отдельную главу — Баб ан-навадир. Весь труд разделен на две неравные части: усул («основы»), освещающие теоретические вопросы богословия, пророчества, имамата, религиозной этики и т. д., и фуру‘ («ветви») — частные вопросы фикха, разрешаемые на основе усул. Вторая часть также подразделяется на две категории: религиозные обязанности (молитва, пост, паломничество и т. д.) и правовой кодекс (брак, развод, наследование и т. д.).
Большую роль в пропаганде этого огромного труда сыграли ученики ал-К.—Абу Талиб аз-Зурари (ум. в 979 г.), ‘Али б. Ахмад ад-Даккак, ‘Али б. ‘Абдаллах ал-Варрак. Однако подлинным популяризатором ал-Кафи стал известный имамитский богослов и факих Мухаммад ат-Туси (ум. в. 1067 г.), широко опиравшийся на этот труд в своем сборнике хадисов по фикху ал-Истибсар. Статус канонического сборника хадисов, признанного первым из четырех источников (ал-усул ал-арба‘а) по имамитскому фикху, труд ал-К. получил в сефевидский период, когда чрезвычайно возросла его популярность: появились многочисленные комментарии на него, сокращения, переводы на персидский язык.
Труд ал-К. сыграл исключительно важную роль в разработке теоретических основ имамитской идеологии. В шиитском исламе он занял место более значительное, чем, скажем, ас-Сахих ал-Бухари в суннизме, ибо рассматривался шиитами-имамитами как решающий авторитет во всех сферах жизни. Будучи самым ранним и наиболее полным сводом шиитских хадисов, он содержит исключительно ценный материал о духовной жизни шиитов, насыщенный конкретной информацией об их религиозной практике, фольклоре, обычаях, культурной жизни и т. д.
Помимо ал-Кафи источники упоминают названия еще пяти сочинений ал-К., в том числе Китаб ар-радд ‘ала-л-карамита и Китаб ар-риджал, которые считаются утраченными.
В современном шиитском мире, прежде всего в Иране и Ираке, высоко чтят авторитет ал-Кафи и память о его авторе. Могила ал-К. и поныне сохраняется в Багдаде и служит местом поклонения (мазар).
Лит-ра: ал-Кулини. Ал-Кафи фи усул ад-дин. 1—8. Тегеран, 1961; ан-Наджаши. Ар-Риджал, 292—293; ат-Техрани. Табакат, 4, 314—315; Прозоров. Шиитская историография, 189—192 (№ 66); W. Madelung. Al-Kulayni.— EI, NE, 5. 364.
С.М.Прозоров