ал-Х̱АТ̣Т̣А̄БӢЙА — хаттабиты, группировка «крайних» шиитов, последователи Абу-л-Хаттаба Мухаммада б. Аби Зайнаба ал-Асади. Основатель и духовный наставник X. проповедовал, что божественный дух последовательно вселялся в имамов из рода ‘Али вплоть до Джа‘фара ас-Садика. Поставив под Куфой шатер, Абу-л-Хаттаб призывал своих последователей молиться в нем Джа‘фару ас-Садику, в облике ‘ которого, говорил он, явился бог. Узнав об этом, Джа‘фар ас-Садик отрекся от Абу-л-Хаттаба и проклял его. Тогда Абу-л-Хаттаб стал утверждать, что божественный свет от Алидов перешел к нему. Отрицая наследственность имамата, он говорил, что имамат — чисто духовное достоинство, пророки и имамы суть воплощения божества. Он проповедовал, что божественность — это свет в пророчестве, пророчество — свет в имамате, мир не может быть лишен божественного света, и этот свет (имамат) перешел к нему, седьмому имаму.
В 760 г. часть X. вместе со сторонниками Мухаммада б. Исма‘ила подняли в Куфе восстание против аббасидского наместника ‘Исы б. Мусы. Застигнутые врасплох в мечети, семьдесят X. во главе со своим вождем ожесточенно сражались камнями, ножами и тростниковыми палками, однако почти все они были перебиты. Абу-л-Хаттаб был схвачен и распят вместе с группой своих единомышленников. Трупы их были сожжены, а головы отосланы халифу ал-Мансуру, который приказал подвесить их на три дня на воротах Багдада, а затем сжечь.
После гибели их наставника X. распались на пять групп, одни из них продолжали обожествлять Абу-л-Хаттаба, отрицая его смерть, другие приписали божественность новым избранникам. Общим для всех X. было обожествление имамов, вера в их сверхъестественные знания. X. аллегорически толковали ад и рай, отрицали воскресение мертвых, признавали переселение душ. Все X. считали неверующими первых трех «праведных» халифов и сподвижников Мухаммада, «отстранивших» в свое время ‘Али от имамата.
Х. развили учение о «говорящем» (натик) и «безмолвном» (самит) имамах. Согласно их учению, во времена пророка Мухаммада «говорящий» имам) ‘Али был «безмолвным» имамом, а после него стал «говорящим». Подобно этому Абу-л-Хаттаб при жизни Джа‘фара ас-Садика был «безмолвным», а после смерти последнего стал «говорящим» имамом.
Идейными преемниками X. были исма‘илиты-«семеричники», религиозно-политические представления которых явились, в свою очередь, существенным компонентом идеологии карматского движения.
Лит-ра: ан-Наубахти. Шиитские секты, 162—164, 166—167; ал-Аш‘ари. Макалат, 10—13; ал-Багдади. Ал-Фарк, 247—250; аш-Шахрастани. Книга о религиях, 157—158; W. Madelung. Khattabiyya.— EI, NE. 4, 1163—1164.
С.М.Прозоров