Ал-Хади ила-л-Хакк («Ведущий к Истине»; собственное имя – Абу Мухаммад Муса б. Мухаммад ал-‘Аббаси ал-Хашими; ок. 764, Рей – 14.IX.786, ‘Исабад) – 4-й халиф (халифа) из династии ‘Аббасидов (ал-‘Аббасийун, 785 – 786 гг.). Отец – халиф Мухаммад ал-Махди. Мать – ал-Хайзуран, дочь ‘Ата’ (предположительно, уроженца Табаристана – горной части современного остана Мазандеран в Иране), маула джураш – арабского племени в Йемене (откуда прозвище ал-Джурашийа), наложница (джарийа), с 764/5 г. – умм ал-валад, с 776 г. – вольноотпущенница и полноправная жена халифа.
Летом – осенью 775 г. сопровождал своего деда Абу Джа‘фара ‘Абдаллаха ал-Мансура в его последнем паломничестве (хаджж), а после его смерти принял – под руководством маула покойного государя, ар-Раби‘ б. Йунуса, высшего сановника халифского двора (хаджиб) – и от имени своего отца присягу (бай‘а) от войска. В 777 г., после того как отрекся от своих прав его двоюродный дед ‘Иса б. Муса, назначен престолонаследником и, при отъезде халифа ал-Махди в паломничество (хаджж), управлял столицей – Городом мира (Мадинат ас-Салам, позднее Багдад). В 778 г. сам руководил паломничеством как амир ал-хаджж.
С 780 – 781 гг. наметилось противостояние между двумя сыновьями Мухаммада ал-Махди и ал-Хайзуран б. ‘Ата’ ал-Джурашийи – старшим, Абу Мухаммадом Мусой, и младшим, Абу Джа‘фаром Харуном, которых отец сделал единственными престолонаследниками, несмотря на наличие у него детей от других жен (в т.ч. представительниц Бану Хашим). По мере того, как Абу Мухаммад всё больше отдалялся от властной матери, проявляя своеволие, она все более отдавала предпочтение Абу Джа‘фару. В 779/80 г. отец взял с собой младшего сына в поход на Византийскую империю, а старшего оставил на управлении Городом мира (Мадинат ас-Салам). В 781/2 г. он направил Харуна на еще более масштабное военное предприятие, в ходе которого тот вышел к Босфору в Халкидоне (ныне квартал Стамбула Кадыкёй) и навязал императору Константину VI и императрице Ирине мир на выгодных для мусульман условиях, за что в 782/3 г. был удостоен почетного прозвания (лакаб) ар-Рашид и назначен вторым после Мусы в порядке наследования престола.
В 784 г. Абу Джа‘фар Харун б. Мухаммад также получил в управление западную половину дар ал-ислама: Ближний (Восточный) Магриб (или Ифрикию), Египет, Сирию (Билад аш-Ша’м), Арминийю (Армянское нагорье и прилегающие области Южного Кавказа) и Азарбайджан (ныне Иранский, или Южный, Азербайджан). Абу Мухаммад Муса б. Мухаммад отправился в Джурджан (ныне остан Голестан на северо-востоке Ирана) готовить карательную экспедицию против горских владетелей Табаристан. К этому времени ал-Хайзуран б. ‘Ата’ успела стяжать огромные богатства как в движимом, так и в недвижимом имуществе, и даже принимала участие в устройстве общественных работ: купила дом в Мекке (Макка), где, как предполагалось, родился пророк Мухаммад, отстроила и обратила в мечеть (масджид). Она способствовала освобождению и продвижению по службе своего брата ал-Гитрифа б. ‘Ата’ – бывшего раба племени джураш в Йемене.
В 785 г. ал-Махди, под влиянием жены, принял решение изменить порядок престолонаследия, в связи с чем пригласил Мусу прибыть в Город мира. Полученный отказ побудил «повелителя верующих» самолично выступить против непокорного отпрыска. В августе при вести о внезапной смерти отца Абу Джа‘фар Харун ар-Рашид распорядился повсеместно призвать к присяге (бай‘а) своему старшему брату и вернуть войско из Джибала (древняя Мидия, северо-запад Иранского плато) в Мадинат ас-Салам. По совету своего наставника Абу ‘Али Йахйи б. Халида из рода Бармакидов (ал-Барамика), он отправил к Мусе Нусайра ал-Васифа, с инсигниями Халифата (ал-Хилафа) – печатью (хатам), посохом (‘аса) и плащом (бурда) – и соболезнующим и поздравительным посланиями. Чтобы справиться с бунтом войска, вызванным задержками в выплате жалованья, халифская мать призвала на помощь ар-Раби‘ б. Йунуса и Абу ‘Али Йахйу б. Халида. Первый откликнулся и совместными с ней усилиями ликвидировал беспорядки, во внеочередном порядке выплатив воинам сумму жалованья за полтора (или два) года, и обеспечил бай‘у багдадцев новому халифу. Второй воздержался от участия, опасаясь ревностного отношения Мусы б. Мухаммада, который, срочно вернувшись в столицу, одобрил его поведение. Приняв почетное прозвание-лакаб ал-Хади ила-л-Хакк, Муса поселился в пригородном замке ‘Исабад к востоку от Багдада.
Несмотря на враждебное отношение к ар-Раби‘, Муса ал-Хади ила-л-Хакк поначалу не только утвердил его в качестве хаджиба, но и назначил вазиром и доверил ему государственную печать, но вскоре ограничил его полномочия ведомством пожалований (диван ал-азимма), где тот был главным писцом (катиб) до своей смерти, которая последовала уже в 786 г. от непродолжительной болезни (возможно, вызванной отравлением по воле халифа). В дальнейшем Муса ал-Хади передал вазирскую должность другу своей юности Ибрахиму ал-Харрани лицам, которые служили проводниками его воли, и на другие ключевые посты также расставил преданных ему ‘Умара б. Бази‘ (дипломатическое «ведомство посланий» – ар-раса’ил) ‘Абдаллаха б. Малика (начальник столичной стражи – шурта), ‘Али б. ‘Ису б. Махана (начальник личной гвардии – харас), ‘Али б. Йактина (хранитель печати – хатим). Хотя он сделал брата ал-Хайзуран, ал-Гитрифа б. ‘Ата’ ал-Джураши, наместником (вали) Йемена, и женился на его дочери, к концу 785 г. напряжение в его отношениях с матерью выросло: он запретил ей принимать частные посещения вельмож, пригрозив сурово карать ее высокопоставленных посетителей.
Переход власти в Халифате создал благоприятные условия для анти‘аббасидского сопротивления на Аравийском п-ове и в долинах Нила, Тигра и Евфрата, тем более, что, следуя завещанию отца, ал-Хади ила-л-Хакк продолжил беспощадные гонения на манихействующих вольнодумцев-зиндиков, но отказался от его примирительного подхода к шиизму (аш-ши‘а).
Многие ‘Алиды (ал-‘Алавийун), испытывая нарастающее давление со стороны халифских властей, выезжали в Западную Аравию, где приносили жалобы на гонителей своим сородичам, в частности в Медине (ал-Мадина). Здесь в мае 786 г. выступил потомок ал-Хасана б. ‘Али, Хусайн б. ‘Али ал-‘Абид б. ал-Хасан – племянник братьев Мухаммада (ан-Нафс аз-закийа) и Ибрахима, сыновей ‘Абдаллаха, которые при Абу Джа‘фаре ал-Мансуре подняли самое значительное ‘алидское восстание. Столкнувшись с управителем (‘амил) ‘Аббасидов в священном городе, ‘Умаром б. ‘Абд ал-‘Азизом б. ‘Абдаллахом, он потребовал наказать его за пренебрежение к роду пророка Мухаммада и принял присягу в качестве «повелителя верующих» от горожан, собравшихся в мечети Пророка (ал-Масджид ан-набави). В сопровождении многочисленных приверженцев Хусайн б. ‘Али двинулся на Мекку, где к нему примкнули толпы паломников (хаджжи), а также рабы, привлеченные его обещаниями дать им свободу.
Амир ал-хаджж Сулайман б. Мансур и сопровождавшие его ‘аббасидские вельможи получили из Багдада приказ собрать все имеющиеся силы и напасть на Хусайна. В июне 786 г., в долине (вади) Фахх у подножия горы ал-Буруд (в нескольких км от Мекки), ‘Алид встретился с врагами и, отказавшись от предлагавшейся ему в случае сдачи безопасности, пал в бою вместе с многими из сородичей. Некоторые из ‘Алидов скрылись, смешавшись с паломниками. Среди них были дядя убитого по матери, Идрис б. ‘Абдаллах, который бежал в Египет, откуда местный начальник почты и разведки, тайный сторонник шиитов, переправил его в Магриб, где ему предстояло стать родоначальником династии Идрисидов (Бану Идрис). Другой родич Хусайна, Йахйа б. ‘Абдаллах, сумел добраться до Табаристана, куда принес учение зайдийа.
События в Фаххе вспоминаются в шиитской традиции как второе по значимости бедствие из обрушившихся на потомство ‘Али б. Аби Талиба (после битвы при Карбала), а их годовщина («день Фахха» – йаум Фахх) отмечается как дата скорби по шахидам («мученики Фахха» – шухада’ Фахх): место гибели Хусайна «Хозяина Фахха» (Сахиб Фахх), чье тело, как и тела его товарищей, три дня оставалось непогребенным, окружалось почитанием и в XX в. ‘Алиды вновь подверглись жестоким преследованиям: дома тех из них, кто скрывался, разрушались, а имущество изымалось в казну (байт ал-мал); в Куфе представители рода и их сторонники были взяты под надзор.
В Месопотамской низменности развернулось движение хариджитов (ал-хаваридж) под предводительством Хамзы б. Малика ал-Хуза‘и, который все же был разбит под Мосулом, схвачен и казнен. В Нильской долине продолжалось выступление Дихйи б. ал-Мус‘аба, который, разгромив наместника-вали ‘Ассаму б. ‘Амра, разграбил Верхний Египет (Са‘ид). Однако новый наместник ал-Фадл б. Салих, приведя свежие войска из Восточного Средиземноморья, разбил Дихйу и захватил его в плен, заточил в темницу, а в декабре 785 г. казнил в главном городе наместничества – Фустате. В 786 г., несмотря на то, что византийцы смогли выбить мусульманский гарнизон из стратегически важной крепости Адата (ал-Хадас), воинство ислама все же совершило обычный весенне-летний поход (саифа): полководец Ма‘йуф б. Йахйа, преодолев перевал Дарб ар-Рахиб, проник вглубь Малой Азии.
Реорганизовав финансовое ведомство, ал-Хади добивался со стороны главных советников и полководцев одобрения своих намерений по отстранению Харуна ар-Рашида от престолонаследия и замены его собственным сыном – малолетним Джа‘фаром. Только Абу ‘Али Йахйа б. Халид ал-Бармаки решительно возражал, за что «повелитель верующих» заключил его в темницу, куда вслед за ним отправил туда и Харуна. Палачей под руководством полководца Харсамы б. А‘йана, которых он послал, чтобы устранить заключенных, ал-Хайзуран ал-Джурашийа все же смогла отговорить от исполнения приговора, но скоро сама оказалась под стражей со своими главными приверженцами. Харун уже готов был отказаться от своих прав, но под давлением ал-Хайзуран и Абу ‘Али Йахйи воздержался от этого решения.
Разъезжая по наместничествам, ал-Хади попытался обеспечить себе опору в войсках, но в середине сентября 786 г., возвращаясь с востока в Багдад, неожиданно умер в ‘Исабаде после скоротечной, но тяжелой болезни, и был похоронен там же. Причины его смерти неясны: ряд хроник считают ее следствием естественного недуга (возможно, желудочного кровотечения), другие изображают ее как итог противостояния с ал-Хайзуран, которая, узнав, что Муса пытается ее отравить, велела молодым рабыням, ранее подаренных ею сыну, воспользоваться его недомоганием, чтобы дать ему яду (по другой версии – задушить); существует и версия о том, что халиф на смертном одре примирился с матерью и скончался, взяв ее за руку. После провозглашения «повелителем верующих» Харуна ар-Рашида Джа‘фара, сына ал-Хади, взяли под стражу и заставили присягнуть своему дяде и тестю (он был женат на дочери Харуна, Хамдуне).
Как и его дед – ал-Мансур, отец – ал-Махди, мать – ал-Хайзуран, брат – ар-Рашид – и племянники – ал-Амин и ал-Ма’мун, ал-Хади часто фигурирует в различных сюжетах нравоучительно-развлекательной литературы адаба. Арабоязычные авторы ал-Йакуби, ат-Табари, ал-Мас‘уди (со ссылкой на людей из его непосредственного окружения, в частности, Харсаму) изображают его противоречивой личностью, в которой сочетались энергия, проявлявшаяся как в смелости, решительности и целеустремленности, так и в пристрастии к чувственным наслаждениям (в т.ч. пьянство), завистливости и мстительности. В отношениях с придворными поэтами он попеременно проявлял то щедрость, то скупость, напоминая этим, с одной стороны, своего отца, с другой – деда.
Лит.: Abbott N. Two Queens of Baghdad: Mother and Wife of Hārūn Al Rashīd. Chicago, 1946; Kimber R. The Succession to the Caliph Musa al-Hadi // Journal of the American Oriental Society CXXI/3 (July – September 2001). P. 428 – 448; Moscati S. Le califat d’al-Hadi // Studia Orientalia, XIII/4 (1946). P. 3 – 28.
Кораев Т.К.