ал-Чукури, Мухаммад-‘Али б. ‘Абд ас-Салих б. ‘Абдул (‘Абд Аллах) (башкир. Гали Сокорой, татар. Чокрый, араб. ал-Гари, 1826–1889) — башкирский суфий, поэт и региональный историк. Ал-Ч. относил себя к башкирскому племени иректе и вел свою родословную от некоего Майки-бия, бывшего на службе у Чингиз-хана. Его прадед Шариф б. Куйук служил, вероятно, у Екатерины II, а его отец был муллой в селении Иске-Чокир (Бирский уезд, сначала Оренбургская, а с 1865 г. — Уфимская губерния) и через Файд-хана ал-Кабули (ум. в 1802-03 г.) входил в духовно-преемственную цепь братства накшбандийа-муджаддидийа.
Ал-Ч. учился во многих мадрасах Камского и Приуральского регионов. Некоторое время он был учеником одного из шайхов муджаддидии — Мухаммад-Мурада ал-Бадахшани, о котором известно лишь то, что в противоположность большинству шайхов муджаддидии из Средней Азии он практиковал «громкий зикр» (зикр джахр). Эта практика была не по душе ал-Ч., и в 1849 г. он отправился учиться в большую мадрасу шайха Мухаммад-Хариса ал-Истарли-баши (Тукаев, ум. в 1870 г.), находившуюся в селении Стерлибаш (Уфимская губерния). Ее основатель, Ни‘мат Аллах ал-Истарли-баши, в свое время учился в Бухаре у знаменитого шайха Нийаз-кули ат-Туркмани (ум. в 1821 г.).
После смерти отца ал-Ч. по указу муфтия возглавил мечеть и школу в своем родном селении. Этот пост оставался за ним до конца его жизни. По вступлении в должность он оказался в конфликте с аскетически настроенными бродячими дарвишами, которые на собраниях суфиев практиковали «громкий» зикр. В то же время они бойкотировали официальное пятничное богослужение, из чего можно заключить, что они вообще находились в оппозиции к официальной мусульманской администрации. Они же якобы и оклеветали ал-Истарли-баши, поскольку в этой связи ал-Ч. написал полемический трактат Фасс ал-ахйар («Драгоценный камень в оправе лучших»), в котором он не только защищал практику сидения суфиев в кругу, за что ратовал ал-Истарли-баши, но и подчеркивал набожность последнего и его безукоризненно честное обращение с пожертвованиями. Очевидно, Стерлибашевская мадраса, в которую поступали большие пожертвования, была бельмом на глазу у завистников.
Средствами на содержание школы служили доходы от унаследованной ал-Ч. от отца пасеки. Если верить записям его сына ‘Арифаллы (‘Ариф Аллах), ал-Ч. превратил свой находившийся на окраине селения «пчелиный сад» в место собрания литераторов, где читали стихи и совершали богослужение на природе.
Трижды (в 1872, 1879 и 1886 гг.) ал-Ч. совершил паломничество в Макку/Мекку. Во время одного такого пребывания на Аравийском полуострове он получил через некоего Мухаммада Мазхара Сахиб-заде четвертую связь с братством муджаддидийа.
Среди многочисленных произведений, написанных ал-Ч., есть филологические и дидактические, а также поэтические комментарии, которые неоднократно издавались. Но знаменит он стал весьма объемистыми панегириками, в которых восхвалял ‘улама’ и шайхов братства накшбандийа из Поволжья и Приуралья. Его двухтомный труд А‘лам ал-хади («Знаки праведника»), первая часть которого была издана в Казани под названием Шам‘ ад-дийа’ («Свеча») в 1883 г., содержит хвалебные стихи о многих шайхах и ‘улама’. Среди них — Валид б. Мухаммад ал-Амин ал-Каргали (ум. в 1802-03 г.), Хабибуллах (Хабиб Аллах) ал-Уриви (ум. в 1817-18 г.), Джа‘фар б. ‘Абди ал-Булгари (ум. в 1823-24 г.), ‘Абд Аллах ал-Мачкарави (ум. в 1859 г.), ‘Али ат-Тунтари (ум. в 1875 г.), муфтий Салим-гирей Тевкелев (ум. в 1884 г.), Ни‘мат Аллах б. Биктимур ал-Истарли-баши (ум. в 1844 г.) и Шихаб ад-дин ал-Марджани (ум. в 1889 г.).
В мурабба‘-стихотворении Мадх-и Казан («Хвалебная песнь Казани», Казань, 1889) ал-Ч. восхваляет мусульманскую общину Казани в целом, ‘улама’ — за их вклад в образование, предпринимателей— за материальную поддержку мусульманской культуры и образования. В исторических пассажах этого произведения Казань того времени предстает как процветающая духовная наследница древнего Булгара, уничтоженного якобы Тимуром/Тамерланом. Автор называет современный ему Волго-Уральский регион не иначе как «Булгар».
Как историограф ал-Ч. прославился сочинением Такриб-и Гари («Сближение Чукури») — комментарием к широко известному труду Таварих-и булгарийа (приписанному Хусам ад-дину ал-Булгари, XVI в., а в действительности написанному в XVIII или в начале XIX в.). Хотя ал-Ч. в своем комментарии и исправляет явные исторические неточности Таварих-и булгарийа (например, исламизацию волжских булгар сподвижниками Пророка в девятом году хиджры или борьбу Тимура с Чингиз-ханом и Надир-шахом), а также подвергает сомнению историческое значение этой работы в целом, все же он полностью придерживается «булгарской» исторической перспективы. В этом отношении позиция ал-Ч. существенно отличалась от позиции его современника Шихаб ад-дина ал-Марджани, который характеризовал Таварих-и булгарийа исключительно как «лживые сказки», и вместо булгароориентированной историографии сосредоточился на истории «татарского народа», тем самым отвергнув идею культурного единства Волго-Уральского региона. Примечателен также отчет о паломничестве в Мекку (1873 г.). Эта работа отражает удивление автора при встрече с результатами технического прогресса в России (железная дорога, пароход, освещение улиц, телеграф) и уважение к эффективной работе русской администрации.
Ал-Ч. — ярчайший представитель высокообразованной новой мусульманской элиты Волго-Уральского региона, открытой остальному миру. Он символизировал также связь между ‘улама’ и буржуазией. В своем ярко выраженном стремлении к гармонии ал-Ч. примирился с тем, что новый расцвет Булгара состоялся в рамках христианского государства; в его защите и покровительстве он видел шанс для дальнейшего развития мусульманской общины.
Традиционное направление сочинений ал.-Ч. не представляло интереса для исламских реформаторов и националистически ориентированных историографов Уфы и Казани. Вследствие этого его труды оказались мало изученными.
Сочинения: Мухаммад-‘Али б. ‘Абд ас-Салих ал-Гари. Фасс ал-ахйар / Рук. КГУ 2673-г; Мухаммад-‘Али ал-Чукури. Хаджж-нама / Рук. КГУ, 627-т; ‘Ариф-Аллах ал-Чукури. ‘Айн ар-рида китабы / Рук. КГУ, 680-г; Мухаммад ‘Ариф-Аллах ал-Басрави. Аурад-и ‘арифан йаки Тазкира-йи накшбандийа. Казан, 1896.
Лит-ра: Фатхиев. Описание, 58–72; Р.Ахметов. Гали Чокрый // История татарской литературы. 2. Казань, 1985, 416–431 (на татар. яз.); А.Вильданов, М.Назерголов. Гали Сокорой // История башкирской литературы. 2. Уфа, 1990, 185–200 (на башк. яз.); Frank. Islamic Historiography, 139–148; Kemper. Sufis, 368–392.
М. Кемпер