ан-Нисба (араб., перс. нисбат) — «связь», «отношение» индивида с родом (племенем), географическим пунктом, профессией, занятием, по которым большинство мусульманских деятелей имело и имеет «вторичное» имя-нисбу, образуемое по одной из его социальных связей. Кроме того, ан-Н. — один из основополагающих психотехнических терминов исламского мистицизма, означающий духовную связь (ан-нисба ар-рухийа), с одной стороны, между здравствующим шайхом, принадлежащим к конкретной цепи духовной преемственности (силсила), и поколениями шайхов, почивших по данной линии, с другой — между этим же шайхом и его учениками. В суфийской литературе, например у Абу Хамида ал-Газали ат-Туси (1058–1111), для обозначения понятия «духовная связь» используется однокоренной термин мунасабат. Кроме «связующей» функции ан-Н. обладает функцией передавать духовный багаж или духовное наследие предыдущих поколений мистиков. Поэтому, например, в братстве накшбандийа ан-Н. именуется также персидским словом бар («груз», «тяжесть»), отражая качественную характеристику ан-Н.
По этой причине во время инициации и на начальной стадии обучения в случае включения «пути божественного привлечения» (ал-джазба) в «путь обучения» (ас-сулук) связь «шайх-ученик» устанавливается только по инициативе первого во время духовно-вербального общения (ас-сухба, перс. сухбат), сопровождаясь духовным захватом (ат-тасарруф) второго и демонстрацией ему откровений скрытого мира, но только тех, которые тот в состоянии вынести. При этом шайх, как в высшей степени духовная личность, выступает в роли посредника (васита), связующего ученика с духовным миром.
В дальнейшем все духовно-религиозные упражнения, приравниваемые к ас-сухба и предлагаемые шайхом ученику на пути обучения (зикр, хатм, рабита и т. д.), основной своей целью ставят самостоятельное установление ан-Н. учеником по отношению к шайху как воплощению божественного. Для успешной реализации ан-Н. ученику необходимо во время этих упражнений насколько можно полно вживаться в шайха и копировать его на трех уровнях: ментальном (постоянное мысленное удержание образа шайха), вербальном (повтор формул зикра или текстов хатма в манере и с пониманием, преподанным шайхом) и физическом (повтор вслед за шайхом определенной ритуальной позы — джалса). Как следствие первоначальная триада «божественное-шайх-ученик» заменяется на бином «шайх-ученик», когда шайх берет на себя функции божественного и становится (для конкретного ученика) как бы реальным воплощением Бога на земле. Последнее обстоятельство играет основную роль в понимании механизма функционирования суфийских братств.
При достаточно полном вживании ученик реализуется в учителе как учитель, оставаясь при этом ему подконтрольным.
Лит-ра: ал-Газали. Кимийа, 398, 408; ас-Сухраварди. ‘Авариф, 203–206; Кашифи. Рашахат, 116, 165; Хисматулин. Практика, 44–47; Meier. Zwei Abhandlungen, 63.
А.А.Хисматулин.