Астана-бабá — архитектурно-культовый комплекс в одноимённом селении на левобережье Амударьи, в 10 км от современного г. Атамурат (бывш. Керки, Лебапский вилайат, Туркменистан). Это селение (предположительно — средневековый Маймарг), известное с домонгольского времени, в XIX в. представляло собой крупное село туркменского племени эрсары с несколькими мечетями, базаром и ремесленными мастерскими. Связующим звеном хозяйственной и духовной жизни села и прилегающего к нему района был культовый комплекс А.-б. За этим названием нет конкретного персонажа, ни реального, ни мифологического. Сам термин астана широко распространен в народном исламе от Сибири до Турции и обычно трактуется как «могила святого», «строение на могиле». Этимология термина восходит к среднеперсидскому астодан («костехранилище»), означавшему место для хранения очищенных костей в погребальном обряде зороастрийцев. В исламский период слово астана использовали в некоторых суфийских братствах, сложившихся в Малой Азии (маулавийа, бекташийа), как наименование мавзолея святого и места радений суфиев. Основная функция амударьинского культового комплекса А.-б. — лечебная: считается, что здесь можно исцелить сумасшествие, женское бесплодие, избавиться от сглаза.
Архитектурно-культовый комплекс А.-б. складывался на протяжении нескольких столетий. Его старейшие части — «мечеть» и, возможно, входной пештак — относятся к Х–XII вв., а последняя капитальная реставрация (тогда был радикально изменен пештак) проведена в 1918–1920 гг. под покровительством бухарского эмира. Однако в целом комплекс оформился в XVII в., когда к объёму из трёх залов с куполами на многорядных ячеистых парусах (первоначальная мечеть, превращённая в усыпальницу легендарных братьев Зайд-‘Али и Зувайд-‘Али, зийарат-хана и дивана-хана) был пристроен «вестибюль» с четырьмя пилонами, перекрытый девятью куполами. Самой поздней пристройкой стал «женский» мавзолей Кызляр-биби (XVIII–XIX вв.). Для подхода к нему было замуровано неизвестное северное помещение, оставшийся участок которого превратился в коридор. В начале XXI в. рядом с историческим комплексом выросли постройки для обслуживания многочисленных паломников, на прилегающей территории проведены археологические раскопки, выявлены фундаменты неизвестных средневековых сооружений, осуществлена их консервация. Архитектура ансамбля А.-б. наглядно отражает эволюцию местных строительных традиций.
План архитектурно-культового ансамбля Астана-бабá. Сост. С.Г.Хмельницким по обмерам Г.А.Пугаченковой
1) ранняя мечеть, превращённая в мавзолей Зайд-‘Али и Зувайд-‘Али; 2) пештак; 3) зийарат-хана; 4) дивана-хана; 5) «вестибюль»; 6) мавзолей Кизляр-биби; 7) замурованное помещение
Лит-ра: Пугаченкова. Пути развития, 286–292; она же. Памятники искусства Советского Союза. Средняя Азия. Москва–Лейпциг, 1982, 359–360; С.Г.Хмельницкий. Между Саманидами и монголами. Ч. I. Берлин–Рига, 1996, 117; А.Г.Селезнев и др. Культ святых в сибирском исламе: специфика универсального. М., 2009, 126–128.
Р.Г.Мурадов