ас-СУННА («обычай», «пример»; полная форма: суннат расул Аллах — «сунна посланника Аллаха») — сунна, пример жизни Мухаммада как образец и руководство для всей мусульманской общины и каждого мусульманина, как источник материала для решения всех проблем жизни человека и общества.
С. состоит из поступков Мухаммада (фи‘л), его высказываний (каул) и невысказанного одобрения (такрир). С. передавалась устно сподвижниками Мухаммада и была зафиксирована в виде хадисов у суннитов и хабаров—у шиитов. С. почитается всеми течениями ислама как следующий после Корана источник сведений о том, какое поведение или мнение угодно Аллаху. С. объясняет Коран и дополняет его. Традиционалисты считают следование С. главным содержанием жизни мусульманина. Обучение С.— важная составная часть мусульманского религиозного образования; знание С.— один из главных критериев для признания авторитетности факиха, его права быть имамом.
Противоположностью С. считается бид‘а (нововведение). В этом смысле сунниты (ахл ас-сунна ва-л-джама‘а) противопоставляют себя шиитам, якобы внесшим в ислам «недозволенные» новшества. Шииты же полагают, что именно они правильно следуют С.
После смерти Мухаммада С. позволяла решать многие практические вопросы жизни общины и Халифата, поэтому ее значение сразу же было очень большим. В IX—X вв., особенно благодаря деятельности ханбалитов, С. начинают почитать едва ли не наравне с Кораном. Проблема соотношения Корана и С. занимает важное место в трактатах по основам религии (усул ад-дин). В трудах по основам фикха в IX—X вв. обсуждался вопрос о допустимости иных источников решений правовых казусов кроме Корана и С. Современный мусульманский «фундаментализм» уделяет большое внимание следованию С. даже в быту, регламентируя характер одежды, размер бороды и т. д.
Иногда понятие С. включает в себя С. Аллаха (Коран), С. Мухаммада и С. двух первых халифов. В обычном словоупотреблении у мусульман С. может означать просто правильные, соответствующие С. поступки. В связи с этим находится и распространенное в некоторых мусульманских странах использование слова С. в значении «обряд обрезания».
Лит-ра: Ибн Аби Йа‘ла. Табакат ал-ханабила, 1, 241—246; аш-Шахрастани. Ал-Милал, 1. 38—40; он же. Книга о религиях, 11—12, 18, 49—50, 184; Wensinck. Handbook, 222—223; Watt. Philosophy, 72—81; J. Schacht. Sur l’expression «Sunna du Prophète».— Mélanges d’orientalisme offertes à Henri Massé. Téhéran, 1963, 361—365; A. J. Wensinck. Sunna.—EI, 4, 601—603.
М.Б.Пиотровский