Са’ад ад-дин Мас’уд ибн Умар ибн Абд Аллах Тафтазани – литератор, теолог и философ-логик, живший в VIII в. х. / XIV в. н.э.
В конце одной из рукописей книги «ал-Мутаввал» [1] от самого Т. передаётся, что он написал книгу «Шарх ат-Тасриф» в 728 г. х. / 1327-1328 г. н.э., в момент, когда ему было 16 лет. Таким образом, годом его рождения должен быть 712 г. х. / 1311-1312 г. н.э. [2]. Ибн Хаджар [3] и вслед за ним Ас-Суюти [4], а также Ибн ’Имад [5]/simple_tooltip] указывают тот же год рождения. Однако Мавлана Фатхаллах Ширвани, один из учеников Т., в начале своего комментария к книге «Ал-Иршад фи-н-Нахв» указывает, что Т. родился в 722 г. х. / 1322-1323 г. н.э. [6]. С другой стороны, в некоторых источниках утверждается, что книга «Шарх ат-Тасриф» была написана в 738 г. х. / 1337-1338 г. н.э. Учитывая упомянутые свидетельства, а также временной промежуток между написанием первого произведения Т. и его более поздней работой – написанной в 748 г. х. / 1347-1348 г. н.э. «Шарх Талхис ал-Мифтах» – вторая точка зрения представляется более достоверной.
Т. родился в селении Тафтазан вблизи древнего города Ниса и недалеко от современного города Сарахс [7]. Из написанных им произведений становится ясно, что за свою жизнь он успел побывать во многих городах так называемого Большого Хорасана. До нас дошли сведения о том, что он побывал в Сарахсе, Хорезме, Самарканде, Герате, Фарумаде и в Джаме [8]. Среди его учителей упоминают имена таких деятелей, как Кутб ад-дин Рази и Адуд ад-дин Иджи. Самым ранним источником, из которого можно почерпнуть эту информацию, является труд «’Анба ал-Гамр би-абна ал-’Амр» ибн Хаджара ал-Аскалани. Тем не менее, в печатных версиях этого произведения не говорится о том, что Адуд ад-дин Иджи был учителем Т. В них указывается, что Т. «учился у Кутба и других» [9]. В то же время в источниках, которые цитируется в этом произведении, указывается, что Т. «учился у Кутба и Адуд» [10]. Кроме того, согласно существующим источникам, Адуд ад-дин Иджи покидал Шираз лишь раз по приглашению Абу Саида Бахадур Хана, последнего правителя из династии Ильханидов. В этих же источниках утверждается, что по возвращении из Султании, он скончался в родном Ширазе [11]. С другой стороны источников, которые позволили бы утверждать, что Т. когда-либо покидал территорию Хорасана и был в Ширазе в нашем распоряжении не имеется.
Согласно одному из отчётных документов, Мир Саид Шариф Джурджани (ум. 816 г. х. / 1413-1414 г. н.э.) был представлен ко двору Шаха Шуджа’а Музаффари (правителя Шираза) благодаря своим заслугам перед Т. Он был принят в ученики Адуд ад-дином Иджи [12]. В других же источниках указывается имя Саид ад-дина Инси. Судя по всему, причиной подобной ошибки является некоторое именное сходство, о чём в этих источниках и говорится [13].
Часть жизни Т. была напрямую связана с правлением амира Тимура Гуркани [14]. После захвата Хорезма Тимуром в 781 г. х. / 1379 г. н.э., Т. смог укрыться в городе Сарахс, куда его пригласил Малик Мухаммад Сарахси, младший сын Малика Муаз ад-дина Хусейна Курта из династии гератских Куртов. Примечательно, что именно Муаз ад-дину Хусейну посвящён труд «ал-Мутаввал». Через некоторое время до Тимура дошла информация о том, что Т. вместе с группой учёных людей из Самарканда пребывает в Сарахсе при дворе местного правителя. Вскоре он направил Т. послание, в котором со всеми почестями пригласил его к своему двору. Таким образом, Т. оказался в Самарканде среди своих благородных и учёных современников. Среди них можно отметить известного учёного и теолога Мир Саида Шарифа Джурджани, с которым у него были общие интересы и схожие работы [15].
Согласно известному донесению, представленному в «Аш-Шакаик ан-Ну‘манийа» [16], в последние годы жизни Т. в присутствии Тимура произошел публичный диспут между ним и Джурджани, арбитром которой был Ну‘ман ад-дин Хорезми. Победу одержал Джурджани, что стало причиной сильных страданий Т. Некоторые источники даже утверждают, что именно это событие стало причиной его кончины [17].
Относительно даты его кончины существуют некоторая неопределённость, схожая с той, что имеется в отношении даты его рождения. Ибн Хаджар в упомянутом труде под названием «Анба ал-Гамр» указывает годом его смерти 791 г. х. / 1389 г. н.э. [18]. Однако в «Ад-Дурар ал-Камина» он же обозначает другую дату – 792 г. х. / 1389-1390 г. н.э. [19]. Таким образом, в более поздних источниках называются обе даты [20]. Хондемир в свою очередь указывал 797 г. х. / 1394-1395 г. н.э. [21], что представляется невероятным, так как его диспут с Джурджани, произошедший незадолго до его смерти, приходится на 791 г. х. / 1389 г. н.э. [22]. Таш Купризаде и Шавкани [23] указывают точную дату смерти Т. – 22 мухаррама 792 г. х. / 17 января 1390 г. н.э. [24], что соответствует поэме, обнаруженной в одной из работ Т. [25]. Т., согласно своему завещанию, был погребён в Сарахсе 29 Джумада ал-Аввал 791 г. х. / 22 мая 1390 г. н.э. Место захоронения Т. не обнаружено до сих пор [26].
Среди учеников Т. можно выделить таких деятелей, как Хусам ад-дин ибн Али ибн Мухаммад Абиверди [27], автора книги “Раби’ ал-Джанан”, Бурхан ад-дин Хайдар Харави [28], Ала ад-дин Али Руми [29], Фатхулла Ширвани [30].
Важность наследия Т. выходит за рамки его работ, посвящённым таким различным наукам, как логика, богословие, правоведение, а также науке о значениях (‘илм ал-ма’ани) и науке о речевых украшениях (‘илм ал-бади’). Она заключается в том, что Т. приложил огромные усилия для сохранения трудов мыслителей прошлого. Ибн Халдун – известный учёный-современник Т. – в своей знаменитой «Ал-Мукаддиме» писал о нём как об одном из великих людей Герата. Он ознакомился со многими работами Т. в Египте [31]. После монгольского нашествия многие классические работы оказались под угрозой исчезновения, однако такие учёные, как Т., сыграли важную роль в сохранении этих работ. Более того, его изящная манера написания текста, а также тщательный анализ и подбор материала стали причиной того, что некоторые из его трудов также и поныне, так же, как и до этого, могут использоваться в качестве учебных материалов.
Работы
В большинстве своём работы Т. представлены в жанре комментариев и пояснений к другим произведениям, что, тем не менее, не умаляет их исторической значимости по сравнению с его независимыми работами.
Дошедшие до нас труды Т. включают в себя следующие:
- Изданные труды:
- «Ат-Талвих фи Кашф Хакаик ал-Танких» – это комментарий к книге «Танких ал-’Усул» Абд Аллаха ибн Мас’уда (ум. 747 г. х. / 1346-1347 г. н.э.). Т. завершил написание этого произведения в 758 г. х. / 1357 г. н.э. [32]. Данная книга издавалась многократно. Рукописная версия этого труда, снабжённая комментариями Муллы Хосрова хранится в Библиотеке Честера Битти в Дублине [33].
- «Тахзиб ал-Мантик ва ал-Калам» [34].
- «Шарх ал-Арба’ин ан-Нававийа» – самостоятельное произведение о науке хадиса, которое, помимо прочего, публиковалось в Тунисе (1295 г. х. / 1878 г. н.э.) и в Стамбуле (1312 г. х. / 1894-1895 г. н.э.)
- «Шарх ат-Тасриф» – комментарий Т. к книге “ат-Тасриф” Азал ад-дина Абу ал-Фазаиля Занджани (ум. 655 г. х. / 1257 г. н.э.) Это первое произведение, написанное Т. Он написал его в 16 лет в городе Фарумад [35]. Среди комментаторов этого произведения можно выделить таких авторов, как Мухаммад ибн Умар Халаби, Насир ад-дин Лакани и Шамс ад-дин Мухаммад Азами Шафии [36]. Данный труд Т. является частью книги «Джами‘ ал-Мукаддимат», которая представляет собой собрание учебных текстов в различных научных областях в Иране. Она также многократно издавалась в различных форматах.
- «Шарх ар-Рисалат аш-Шамсийа» (Комментарий к солнечному трактату) – комментарий Т. к логико-философскому трактату «Рисалат аш-Шамсийа» Наджм ад-дина Катиби (ум. 693 г. х. / 1294 г. н.э.) Т. написал его в 752 г. х. / 1351-1352 г. н.э. в городе Джам [37]. Это произведение Т. публиковалось многократно. Среди прочих можно выделить стамбульское издание (1238 г. х. / 1822-1823 г. н.э.) выпущенное вместе с примечаниями Сиалкоти, а также каирское издание (1312 г. х. / 1894-1895 г. н.э.) Эта книга была также издана в городе Лакхнау под названием «Ас-Садийа» в 1326 г. х. / 1908-1909 г. н.э.
- «Шарх-и Шарх Мухтасар ибн Хаджиб» – комментарий Т. к краткому труду Ибн Хаджиба Малики (ум. 646 г. х. / 1248-1249 г. н.э.) под названием «Мунтахи ас-Суал ва ал-’Амал фи ‘Илм ал-Усул ва ал-Джадал». В 770 г. х. / 1368-1369 г. н.э. Т. в городе Хорезм написал ответ на комментарий Кази Адуд ад-дина Иджи на это произведение [38]. Оба труда были одновременно опубликованы в 1317 г. х. / 1899-1900 г. н.э. «Шарх-и Шарх Мухтасар ибн Хаджиб» также был опубликован в 1394 г. х. / 1974-1975 г. н.э. в Каире вместе с ответом Хасана Харави на комментарий Мир Саида Шарифа Джурджани.
- «Шарх ал-‘Акаид» (Комментарий к доктрине) – комментарий к книге «Ал-‘Акаид ал Насафийа», написанной матуридитом Наджм ад-дином Абу Хафсом Насафи (ум. 537 г. х. / 1142-1143 г. н.э.). Комментарий был написан в 768 г. х. / 1366-1367 г. н.э. в городе Хорезм. Это произведение считается одним из самых известных текстов по суннитскому каламу. На основе этого текста было написано множество комментариев и разъяснений [39]. Али ибн Султан Мухаммад Кари в своей книге под названием «Фараид ал-Калаид ала Ахадис Шарх ал-‘Акаид» собрал хадисы из книги Т. и написал к ним комментарии [40]. Эта книга была издана множество раз, а также была представлена в виде критических изданий благодаря усилиям Клода Саламе (Дамаск, 1974 г.), Ахмада Хиджази Саки (Каир, 1987/1988 г.), а также Мухаммада Аднана Дарвиша (Дамаск, 1990/1991 г.)
Эта книга была переведена на немецкий Йоханом Т. Плантом («Birgilu Risale [sic] oder Elementarbuch der muhammedanischen Glaubenlehre»), а также частично на французский Д’Оссоном в первой главе его книги «Tableau Général de l’Empire Othoman».
- «Мухтасар ал-Ма‘ани» – небольшой комментарий Т. к книге «Талхис ал-Мифтах», написанной Хатибом Казвини (ум. 739 г. х. / 1338-1339 г. н.э.), о науке о значении (‘илм ал-ма‘ани), науке о риторике (‘илм ал-байан) и науке об речевых украшениях (‘илм ал бади‘). В этой книге Казвини кратко изложил содержание книги «Мифтах ал-‘Улум» Юсуфа Саккаки (ум. 626 г. х. / 1229 г. н.э.). Более подробный комментарий Т. к «Талхису» известен под названием «Ал-Мутаввал» [41].
Т. написал это произведение в 756 г. х. / 1355-1356 г. н.э. в городе Гиждуван и подарил его одному из монгольских правителей Махмуду Джанибек-хану [42]. На эту книгу было написано множество комментариев и толкований, среди которых можно выделить те, что были написаны внуком Т. – Ибрахимом ибн ‘Арабшахом Исфарани, Муллой Абд Аллахом Язди и Мухаммадом Дусуки. Стоит также упомянуть краткое изложение этого произведения, составленное Закарией Ансари [43].
Это произведение Т. издавалось множество раз, однако критическое его издание было выпущено в Каире благодаря усилиям Мухаммада Мухйи-д-дина Абд ал-Хамида. Мухаммад Махди ибн Гияс ад-дин Мухаммад Резави написал статью о переводе на фарси бейтов из произведения Т., рукопись которой хранится в Национальной библиотеке Малека в Иране [44]. Август Ф. Мерен опубликовал отрывки из этого произведения, переведённые на немецкий язык, в книге «Арабская риторика» (Die Rhetorik der Araber).
- «Ал-Мутаввал» [45].
- «Макасид ат-Талибин фи Усул ад-Дин» (или «Макасид фи ‘Илм ал-Калам») – книга о каламе (илм ал-калам), которая была написана в 784 г. х. / 1382-1383 г. н.э. в городе Самарканд [46].
К этой книге также было написано множество комментариев и пояснений [47]. Сам Т. также написал комментарий к «Макасид», который считается одним из его самых известных произведений и находится в ряду его других богословских текстов.
Книга была впервые опубликована в 1277 г. х. / 1860-1861 г. н.э. (в 2-х томах), а также в 1305 г. х. / 1887-1888 г. н.э. (в 1-м томе) в Стамбуле. Также благодаря Абд ар-Рахману Умейре в Бейруте было опубликовано критическое издание этого произведения в 5-ти томах (1409 г. х. / 1989 г. н.э.)
- «Ан-На’м Ас-Сувабиг фи Шарх Ал-Калам Ан-Навабиг» – комментарий к книге Джараллаха Замахшари (ум. 538 г. х. / 1143 г. н.э.) под названием «Ал-Калам Ан-Навабиг», которая представляет собой сборник афористичных наставлений.
Данное произведение было опубликовано в Стамбуле в 1283 г. х. / 1866-1867 г. н.э. и в Каире в 1287 г. х. / 1870-1871 г. н.э. Кроме того, оно было издано с комментариями Мухаммада Бейрути в 1306 г. х. / 1888-1889 г. н.э. в Бейруте. В нашем распоряжении также имеется рукописный текст перевода этой книги на староосманский, выполненного Мустафой Асам ад-дином [48]. Шультенс представил её немецкий перевод в книге «Антология арабских предложений» (“Anthologia sententiarum arabicorum”) в Лейдене в 1772 г.
- Рукописные труды:
- «Ал-Иршад» или «Иршад ал-Хади» – книга о грамматике (‘илм ал-нахв), которую Т. написал для своего сына [49]. Рукописные копии этого произведения хранятся в различных библиотеках мира [50].
К этому произведению было написано два известных комментария. Первый был составлен сыном Мир Саида Шарифа Джурджани – Мухаммадом ибн Али Хусейни [51]. Второй комментарий был написан Шамс ад-дином Мухаммедом Бухари [52].
- «Ал-Бахс ал-Муштарак» – трактат о морфологии (‘илм ас-сарф), рукопись которого хранится в Национальной библиотеке Франции [53].
- «Ат-Тарбийат ал-Джалил» – трактат о грамматике. Одна из рукопись этого трактата хранится в Берлинской библиотеке вместе с книгой «Тартиб ал-Джалил фи Шарх ат-Таркиб ал-Джалил», которая была написана Деббагзаде Мухаммадом-эфенди. Другая рукопись хранится в Австрийской национальной библиотеке [54].
- «Таркиб-и Гариб ва Тартиб-и ‘Аджиб» – трактат об основах грамматики, рукопись которого хранится в Берлинской библиотеке [55].
- «Рисала дар Хавас-и Исм Аллах» (Трактат об особенностях имён Аллаха) – рукопись избранных произведений Т. на персидском языке, которая хранится в библиотеке Малека [56].
- «Рисала фи-л-‘Илака ал-Му‘табара фи-л-Маджаз» [57].
- «Шарх ал-Бурда» – комментарий к «Касида ал-Бурда» Шараф ад-дина Бусири [57].
- «Шарх ат-Талхис ал-Джами‘ ал-Кабир» – комментарий Т. к произведению Мухаммада ибн Аббада Халати (ум. 652 г. х. / 1254-1255 г. н.э.). Халати в своём произведении кратко излагает трактат по ханафитскому праву под названием «Ал-Джами‘ ал-Кабир», написанный Хасаном Шайбани (ум. 187 г. х. / 803 г. н.э.). Т. написал этот комментарий в 786 г. х. / 1384-1385 г. н.э. в городе Сарахс [58].
Рукописи этого произведения хранятся в библиотеках Лалели и Ики Джами в Турции [59].
- «Шарх ал-Кисм ас-Салис мин Мифтах ал-Улум» (Комментарий к третьей части «Мифтах ал-Улум») – комментарий к разделу «Мифтах ал-Улум» Юсуфа Саккаки, посвящённому науке о значении (‘илм ал-ма‘ани), науке о риторике (‘илм ал-байан) и науке о речевых украшениях (‘илм ал бади‘).
Т. завершил написание этого комментария в 789 г. х. / 1387 г. н.э. в городе Самарканд [60]. Рукописи этого произведения хранятся в Венской библиотеке [61] и в Библиотеке Эскориала [62].
- «Шарх ал-Кашшаф» – комментарий к книге «Ал-Кашшаф ‘ан ал-Хакаик ат-Танзил», написанной Абу ал-Касимом Джараллахом Замахшари. В этой книге Т. кратко изложил и прокомментировал примечания Шараф ад-дина Тайби (ум. 743 г. х. / 1342-1343 г. н. э.), представленные им в книге «Футух ал-Гайб фи ал-Кашф ‘ан Кина’ ар-Раиб». Этот незавершённый комментарий был составлен Т. в Самарканде. Дошедший до нас текст обрывается на суре «Фатх» (Победа) [63].
Из рукописей этого произведения можно упомянуть те, что хранятся Берлинской библиотеке [64], в библиотеке Тегеранского университета [65] и в библиотеке Астан Кудс Резави в Мешхеде [66].
- «Фазихат ал-Мульхидин» (Унижение безбожников) – произведение-опровержение к высказываниям Мухйи ад-дина ибн ‘Араби [67]. Абу Бакр ибн Ахмад Накшбанди в качестве ответа написал «Китаб ал-Хакк ал-Мубин» [68].
- «Кашф ал-Асрар ва Иддат ал-Абрар» – толкование (тафсир) Священного Корана на персидском языке [69]. Рукопись этого произведения хранится в библиотеке Ики Джами [70].
- «Мифтах ал-Фикх» – краткий сборник основных положении шафиитского права. Согласно одной из версий, данное произведение было написано в 772 г. х. / 1370-1371 г. н.э [71]. Согласно другой, произведение было написано в 782 г. / 1380-1381 г. н.э. в городе Сарахс [72]. Единственная сохранившаяся рукопись данного произведения хранится в Берлинской библиотеке [73].
В источниках ему также приписывается ряд других работ: «Ал-Арба‘ин» [74], «Рисалат ал-Икра» [75], «Шарх ал-Фараиз» Сирадж ад-дина Саджаванди [76], «Ал-Фатави ал-Ханафийа», которое включает в себя фетвы Т., изданные в Герате в 759 г.х. / 1357-1358 г. н.э. [77].
В библиотеке Стамбульского университета имеется рукописная версия книги Ибрахима ибн ‘Арабшаха под названием «Шарх Валидия», основной текст которой приписывается Т. [78]. Кроме того, Броккельман упоминает следующие рукописи Т.: «Шарх Исагуджи», «Шарх фи Тасави ал-Завайа ас-Суласа», а также «Мухтасар фи Илм ал-Ма’ани» [79]. Вели Челеби представил рукописный вариант перевода «Бустана» Са‘ди на турецкий язык, приписываемый Т. [80].
Литература:
- Аввад, Гургис. Аз-Захаир аш-Шаркийа / под ред. Джалила Аттии. Бейрут, 1999 г.
- Бамдад, Махди. Асар-е тарихи-йе Калат ва Сарахс (Исторические труды Калат и Сарахса). Тегеран, 1344 г. с.х.
- Библиотека “Астан Кудс Резави”, Каталог.
- Библиотека “Ики Джами”. Каталог. 1300 г. х.
- Библиотека “Лалели”. Каталог. Стамбул, 1311 г. х.
- Ибн ‘Арабшах, Ахмад. Аджа‘иб ал-Макдур фи наваиб Таймур (Чудеса предопределения в превратностях судьбы Тимура). Каира, 1305 г. х.
- Ибн Хаджар Аскалани, Ахмад. Анба ал-Гамр. Хайдарабад Декан, 1388 г. х. / 1968 г. н.э.; . Каир, 1389 г. х. / 1969 г. н.э. Он же. Ад-Дурар ал-Камина. Хайдарабад Деккан, 1396 г. х. /1976 г. н.э.
- Ибн Халдун. Ал-Мукаддима. Бейрут, 1988 г.
- Ибн ‘Имад, Абд ал-Хай. Шазарат аз-Захаб. Каир, 1351 г. х.
- Икбал Аштиани, Аббас. Зухур Теймур / под ред. Хашима Мухаддиса. Тегеран, 1360 г. с.х.
- Лакхнави, Мухаммад Абд ал-Хай. Ал-Фаваид ал-Бахийа. Бейрут, 1324 г. х.
- Национальная библиотека Малик. Каталог рукописей.
- Центральная библиотека Тегеранского университета. Каталог рукописей.
- Матлуб, Ахмад. Ал-Казвини ва Шурух ат-Талхис. Багдад, 1387 г. х. / 1967 г. н.э.
- Мирхонд, Мухаммад. Равзат ас-Сафа. Тегеран, 1339 г. с.х.
- Насрабади, Мухаммад Тахир. Тазкире. Тегеран, 1317 г. с.х.
- Сахави, Мухаммад. Аз-Зав‘ ал-Лами‘. Каир, 1353-1355 г. х.
- Суюти. Бугйат ал-Вафа. Каир, 1384 г. х. / 1965 г. н.э.
- Тафтазани, Мас’уд. Ал-Мутаввал. Стамбул, 1304 г. х.
- Таш Купризаде, Ахмад. Аш-Шакаик ан-Ну‘манийа / под ред. Ахмада Собхи Фирата. Стамбул, 1405 г. х.; Он же. Мифтах ас-Са‘ада. Хайдарабад Деккан, 1397 г. х. / 1977 г. н.э
- Фасих Хавафи, Ахмад. Муджамал-и Фасихи (Изложение Фасихи). Мешхед, 1339 г. с.х.
- Хаджи Халифа. Кашф.
- Хашимпур Собхан; Тауфик и Хисам ад-дин Аксу. Фехрест-е носхаха-йе хати-йе фарси-йе китабхана-йе Данешгах-е Эстанбол. . Тегеран, 1374 г. с.х.
- Хондемир, Гийас ад-дин. Хабиб ас-Сийар. Тегеран (Друг жизнеописаний), 1362 г. с.х.
- Хонсари, Мухаммад Бакир. Равзат ал-Джаннат. Бейрут, 1411 г. х. / 1991 г. н.э.
- Шавкани, Мухаммад. Ал-Бадр ат-Тали‘. Бейрут, 1348 г. х.
- Якут, Балдан.
А также:
- Ahlwardt;
- ESC2;
- Flügel, G. Die arabischen, persischen, türkischen Handschriften der kaiserlichen und königlichen Hofbibliothek zu Wien. Hildesheim, 1977.
- GAL;
- GAL,S;
- Gibb, E. J. W. A History of Ottoman Poetry. Cambridge, 1984.
- Hidāyat Ħusain, M. Catalogue of the Arabic Manuscripts in the Būhār Library. Calcuta, 1923.
- Vajda, G. Index général des manuscrits arabes Musulmans. Paris, 1953.
Van Ess, J. Die Erkenntnislehre des ‘Adudaddin al-Ici. Wiesbaden, 1966.
Сара Хаджи Хосейни