Батал-хаджжи (1821–1914) — шайх, последователь устаза Кунта-хаджжи, основатель одного из кадиритских вирдов. Родился в ингушском селении Сурхахи/СурхотIе (ныне — Назрановский район Республики Ингушетия), происходил из орстхойского рода Белхороевых. Утверждают, что жена Б.-х. была окружена величайшим уважением, как никакая другая ингушская женщина.
Шайх Б.-х. приобрел многочисленных последователей; первыми были жители ингушских селений Сурхахи, Назрань, Насыр Корт, Плиево и Верхний Анчалык.
Бытует легенда, что он осознал свое избранничество после того, как ему явился пророк Мухаммад и предложил сделать выбор между блаженством земным и небесным. Б.-х. будто бы избрал земное, надеясь своим образом жизни заслужить «будущую жизнь» (ал-ахира). Шайх пользовался исключительным авторитетом, отличался гостеприимством и умением располагать к себе людей. Рассказывают, что он обладал способностью быть невидимым и быстро перемещаться в пространстве, мог «привораживать» своих последователей. Ходили слухи, что пожелавший воспринять его учение, но по какой-либо причине отказавшийся от этого терзается и претерпевает мучения от неведомых сил. Передают, шайх не скрывал, что может совершать чудеса, дружит с джиннами и является жинашца тайна саг (ингуш., «человек, с которым джинны делятся секретами»).
В отличие от других вирдов кадирии на Северном Кавказе, радения которых сопровождаются экспрессивными движениями, муриды Б.-х. образуют круг (старшие — сидя, молодые — стоя), исполняют религиозные гимны (назм), слегка раскачиваясь, ритмично хлопая в ладоши, рефреном повторяя ла илаха илла-л-лахи («Нет Бога, кроме Аллаха»). Характерными чертами членов общины считается духовная сила, храбрость, взаимовыручка и поддержка друг друга в сложных ситуациях. Вирд Б.-х. — наиболее замкнутый и сплоченный. Как и в вирде Вис-хаджжи, женщине запрещается выходить замуж за мурида из другой общины (в вирдах Бамматгирей-хаджжи, Чиммирзы, последователей Кунта-хаджжи допускается свободный выбор жениха, однако брачующихся предупреждают, что в Судный день каждый верующий может быть рядом только со своим шайхом, поэтому супруги, принадлежащие к разным вирдам, непременно разойдутся). На свадьбах танцевать и играть на музыкальных инструментах не принято. Многоженство не осуждается.
В 1911 г. Б.-х. (вместе с чеченскими шайхами Бамматгирей-хаджжи, Сугаип-муллой, Докку-шайхом, муллой Магамой, Кана-хаджжи, Чиммирзой и аварским шайхом Узун-хаджжи) был арестован и сослан в Козельск, где и скончался. Родственники выкупили его тело и перевезли на родину. Руководство общиной передается по наследству. Сыновья Б.-х. активно боролись против советской власти, почти все они были расстреляны: Мусса — в 1925 г.; Иса — в 1930 г.; Али — в 1935 г.; Мухаммад, сподвижник Наджмутдина-эфенди, был убит при попытке перейти турецкую границу; Курейш руководил партизанским движением на территории Чечено-Ингушетии и Северной Осетии, после 10-летнего заключения, в 1957 г., вернулся на родину, возглавил вирд, умер в 1964 г. Дочь Б.-х., Зулейха, жившая в селении Плиево, была известна даром врачевания и изготовления амулетов: она относилась к той категории лекарей, которых называют хума хууш болу нах (чеч., «человек, который знает все») / хьама ховш йолу саг (инг., «человек, знающий судьбу») или даакьа данна саг (инг., «человек, получивший дар»). В период коммунистического режима муриды Б.-х. пытались распространять религиозные знания среди жителей Чечено-Ингушетии. Так, в селении Экажево (главой общины был Мухаммад Арапиев) в конце 60-х гг. Умар Холухоев вел занятия для детей по изучению арабского языка и чтению Корана, Хакяш Точнее транслировал мусульманские проповеди по автономной радиолинии. Партийные органы подобную деятельность выявляли и запрещали, а активисты подвергались гонениям.
В 1929—1930 гг. насчитывалось около 800 последователей Б.-х., в 1968 г. в селении Сурхахи (общину возглавлял Исраил Белхороев) — 400 муридов. В настоящее время последователи Б.-х. действуют в Назрановском, Сунженском, Малгобекском районах. Возле кладбища в селении Сурхахи построен мемориальный комплекс, основными объектами которого стали зийарат устаза и мечеть, предусмотрено открытие музея Б.-х., в котором будут храниться личные вещи шайха и документальные материалы, связанные с его жизнью и религиозной деятельностью.
Лит-pa: Кл.И.Борусевич. Сектантство среди ингушей // ЭО. М., 1893, XVIII/3, 139–144; A. M. Тyтаев. Реакционная секта Батал-Хаджи. Грозный, 1968; М.М.Мустафинов. Современные течения зикризма и их ритуальные обряды // Социология, атеизм, религия. Известия ЧИ НИИ ИЯЛЭ 1976, т. 2, вып. 1, 124–126; J.F.Baddley. The Rugged Flanks of Caucasus. Vol. 1. L., 1940, 256, 260, 264, 266–267.
Дж.И.Месхидзе