Бобо-йи об (тадж., «Дедушка вода»), вар. Бой-об-бува (узб., «Дедушка обильная вода») — одно из самых популярных «святых» мест Средней Азии. Расположено на самой высокой точке (вершине) Кураминского хребта (3769 м), на границе между Ангренским р-ном Ташкентской обл. Республики Узбекистан и Аштским р-ном Согдийской (бывшей Ленинабадской) обл. Республики Таджикистан. На северных и восточных склонах этой вершины снег держится почти весь год, отсюда берут воду основные притоки, из которых образуются все водные системы Курамы, — Пангаз-сай, Ашт-сай, Ашоба-сай, Гудас-сай и др. Существует представление, что гора в хорошую погоду видна из Куканда (Коканда) и Ташкента. Через Кураминский хребет, мимо Б. о., в прошлом проходил кратчайший путь из Куканда в Ташкент.
Б. о. считается «святым» местом у населения Аштского р-на Таджикистана, г. Куканда и его окрестностей (в особенности Бешарыкского р-на Фарганской обл. Узбекистана), Ангренского р-на Узбекистана. Вершина Б. о. и окружающие её горные хребты, ущелья, перевалы представляют собой гигантский территориально-культовый комплекс, включающий в себя тропы паломников и места остановки с самостоятельными святынями различного ранга.
Наиболее благоприятным для паломничества на Б. о. считается время с конца июля по конец августа, когда с горы максимально сходит снег. Подъём на вершину кто-то воспринимает как паломничество (зиёрат, зийарат), кто-то — как своеобразный отдых и оздоровительную процедуру. Обычно путь к вершине паломники проделывают в несколько этапов, с остановками в промежуточных пунктах, где они отдыхают и набираются сил для следующего захода. Если кто-то не смог подняться, сошёл с дистанции и вернулся, то неудачу полушутя объясняют тем, что «святой» не пустил по какой-то причине этого человека на гору. Кто-то доходит только до отрогов Кураминского хребта и совершает паломничество к «нижним» мазарам (Чинар-бува в сел. Ашоба, Хашт-мазар в сел. Ашт и т.д.), кто-то проходит далее до промежуточных остановок, кто-то поднимается выше, почти до самой вершины. Это тоже считается успехом, но наполовину. Бытует представление, что, поднявшись на гору 40 раз, можно получить почётное прозвище хаджжи.
Существует несколько путей подъёма паломников на вершину Б. о. Один из них проходит через сел. Пангаз, второй — через сел. Ашоба, третий — через селения Ашт и Об-и Ашт. Последние два маршрута (наиболее популярные) сходятся у перевала Кавурга (3210 м над уровнем моря).
При подъёме через сел. Об-и Ашт промежуточным пунктом является «святое» место с названием Ашхана (ош-хона — «место вкушения пищи»). Ашхана имеет внешний вид обыкновенной летовки. Площадь дворика вместе с хижиной составляет примерно 60 м2. Перед входом в хижину установлен арчовый туг (шест). Рядом с этим местом сохранилось небольшое старое кладбище. В ограде хижины найден гранитный кайрак (могильный камень) с выбитой арабскими цифрами датой 1278 (1861-62 г.). Рядом с Ашханой расположен родник Кул-солды-булак («родник, куда кладут руку» или «родник, сделанный руками»?). Возле него невысокая выкладка камней, напоминающая спираль, и высохшее корявое деревце, сплошь обмотанное тряпицами. В родник бросают конфеты, пуговицы и деньги, зёрна пшеницы, потом читают молитву и зачерпывают горсть воды: если попадётся монета, то это к богатству, если зерно пшеницы — к урожаю.
На высоте 3500 м, на широком гребне, в «святом» месте Суннат-булак («родник сунны», «праведный родник»), сохранился комплекс каменных кольцеобразных сооружений и вертикально установленных камней. В центре комплекса возвышается специально установленный столбообразный камень высотой около 1,5 м. Рядом сооружено из камней куполообразное строение, используемое сейчас для хранения посуды и бумажных денег. Вокруг — каменные ограды. В комплекс входит также каменная хижина нийат-хона («помещение для [выражения — мысленно или вслух] благих намерений»). Рядом с комплексом — источники. О происхождении источника Суннат-булак сохранились представления, что он вытекает из невидимого озера, существующего где-то на вершине горы. Попасть к этому озеру может не каждый, а только «чистый», или «святой», человек. Согласно другому рассказу, озеро скрыто в глубине горы.
«Святая» вершина горы Б. о. представляет собой нагромождение гранитных обломков разной величины. На вершине сложена огромная пирамида (высотой около 3 м) со следами обмазки глиной и побелки известью. Сверху в нее воткнута небольшая ветка дерева. На восточной стороне пирамиды устроена чираг-хана («место для возжигания огня»). С северной стороны стоит туг, обмотанный лентами и белыми полотенцами. Недалеко от него, на горизонтально лежащем гранитном камне выбито изображение купольного сооружения с навершием в виде рогов. Громадная пирамида на вершине Б. о. — главный культовый объект на горе, место, где, по представлениям верующих, сосредоточена сила «святого» и откуда она распространяется на все окрестности. Здесь паломники читают молитвы и кладут рядом с мазаром камни, вследствие чего вся вершина завалена удлинёнными камешками, перевязанными узенькими ленточками материи, платочками и цветными нитками.
Культовые сооружения из камня на вершине горы Б. о. и соседних хребтах по внешнему виду весьма похожи на погребальные сооружения типа курум («осыпь, завал больших камней») и муг-хона («жилище огнепоклонника»), повсеместно встречающиеся на равнине, в предгорьях и среднегорье Северной Фарганы (Кураминского хребта). Культура строителей каменных склепов хронологически охватывает период с II–I вв. до н.э. по VI–VIII вв. н.э. Именно к этому времени, по-видимому, восходит и сам культ Б. о., связанный с почитанием горных вершин и источников воды. Возможно, само название Б. о. появилось позднее (ок. XIII — XIV в.) и связано с термином обо, которым у монголов и тюрков обозначалась жертвенная куча камней, место поклонения духам-хозяевам данной местности. Такие обо часто располагались на высоких горных перевалах.
Вследствие распространения ислама в Фарганской долине с VIII в. культ Б. о. «исламизировался». Правда, у мазара, несмотря на его большую популярность, так и не сложилось официальной, письменной легенды, в которой бы излагалась мусульманская версия почитания «святого» места. В частности, признак незавершённой исламизации — отсутствие наследственной группы смотрителей-шайхов, которые бы принадлежали к сословию ок-суяк, как это имеет место в других случаях почитания «святых» мест. Основными смотрителями считают себя некоторые семьи из узбекского сел. Ашоба. Они перебираются на гору в августе, когда туда начинают приходить люди. У мазара Б. о. не было и вакфов.
Народные предания, которые рассказывают местные жители, гласят, что Б. о. — это сподвижник Мухаммада, курайшит ‘Абд ар-Рахман б. ‘Ауф (ум. в 652-53 г.), входивший в группу десяти, которым Пророк обещал рай. После смерти второго «праведного» халифа ‘Умара он был одним из шести, кто выбирал нового халифа. ‘Абд ар-Рахман б. ‘Ауф никогда не был в Средней Азии. Тем не менее, согласно местным легендам, именно он, будучи на Кураме, ушёл когда-то в горы, нашел там пещеру (гор) и спустился в неё, а обратно не вернулся. Считается, что через пещеру он ушел в Макку. По другой версии, «святой» ушёл на вершину и живёт там постоянно.
Эта легенда об ‘Абд ар-Рахмане б. ‘Ауфе (‘Абдурахмон-об, ‘Абдурахман-ата) популярна в Средней Азии — только называют разные места, где он спустился под землю. В путеводителе по самаркандским мазарам «Самария», написанном в XIX в., упоминается находящаяся внутри городских стен могила человека по имени шайх ‘Абдурахман, которого местные жители считают ‘Абд ар-Рахманом б. ‘Ауфом. В том же путеводителе говорится о мазаре некоего шайха ‘Абдурахмана Дорами, который находится в окрестностях г. Самарканда; по словам автора «Самарии», тюрки приписывали этот мазар ‘Абд ар-Рахману б. ‘Ауфу. Согласно одному из преданий, могила «святого» находится в Гузарском р-не Кашка-дарьинской обл. Узбекистана: здесь ему якобы отрубили голову «неверные», а голова провалилась сквозь землю (на этом месте образовался источник) и подземная река унесла её в Макку/Мекку. В Ура-Тюбинском р-не Согдийской обл. Таджикистана есть очень популярный мазар Карасакал-бобо, рядом с которым располагался намазгох и проводился праздник гул-и сурх, на который собирались жители 20 окрестных селений и приезжали паломники из г. Ура-Тюбе. По одной из версий, настоящее имя захороненного здесь «святого» — ‘Абд ар-Рахман б. ‘Ауф, а в сел. Карасакал живут его потомки. У некоторых групп населения ‘Абд ар-Рахман б. ‘Ауф считался родоначальником (например, у племен ктай (хитой) и кипчок Заравшанской долины).
У оседлого населения Средней Азии именно ‘Абд ар-Рахман б. ‘Ауф (‘Абдуррахман-ав(об)-пари, пари ‘Абдурахман, ‘Абдурахман-дев-пари, ‘Абдурахман-шох-пари) считался главой пари — особых духов, которых вызывают шаманки (бахши) при лечении серьёзных болезней.
Лит-pa: А.Д.Гребенкин. Узбеки // Русский Туркестан. Сборник, изданный по поводу политехнической выставки. Вып. 2. М., 1872, 100; Абу-Тахир-Ходжа. Самария, пер. Вяткина; П.Е.Кузнецов. О таджиках Наманганского уезда // Изв. ТОИРГО. 1914, т. 9, вып. 2, ч. 1; О.Муродов. Происхождение «святых мест» и их трансформация в наши дни. Душ., 1977, 11–12 (на тадж. яз.); Т.С.Саксанов. Паломничество к святым местам: традиция и современность. М., 1991, 66; Н.О.Турсунов. Развитие городских и сельских поселений Северного Таджикистана в XVIII — начале XX в. (историко-этнографические очерки). Душ., 1991, 257; В.Н.Басилов. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана. М., 1992, 267; В.Л.Огудин. Гора Бобои-об — древняя святыня народов северо-западной Ферганы // Подвижники ислама.
В.Л.Огудин, С.А.Дюдуаньон