Бобо-йи об (тадж., «Дедушка вода»), вар. Бой-об-бува (узб., «Дедушка обильная вода») — одно из самых популярных «святых» мест Средней Азии. Расположено на самой высокой точке (вершине) Кураминского хребта (3769 м), на границе между Ангренским р-ном Ташкентской обл. Республики Узбекистан и Аштским р-ном Согдийской (бывшей Ленинабадской) обл. Республики Таджикистан. На северных и восточных склонах этой вершины снег держится почти весь год, отсюда берут воду основные притоки, из которых образуются все водные системы Курамы, — Пангаз-сай, Ашт-сай, Ашоба-сай, Гудас-сай и др. Существует представление, что гора в хорошую погоду видна из Куканда (Коканда) и Ташкента. Через Кураминский хребет, мимо Б. о., в прошлом проходил кратчайший путь из Куканда в Ташкент.
Б. о. считается «святым» местом у населения Аштского р-на Таджикистана, г. Куканда и его окрестностей (в особенности Бешарыкского р-на Фарганской обл. Узбекистана), Ангренского р-на Узбекистана. Вершина Б. о. и окружающие её горные хребты, ущелья, перевалы представляют собой гигантский территориально-культовый комплекс, включающий в себя тропы паломников и места остановки с самостоятельными святынями различного ранга.
Наиболее благоприятным для паломничества на Б. о. считается время с конца июля по конец августа, когда с горы максимально сходит снег. Подъём на вершину кто-то воспринимает как паломничество (зиёрат, зийарат), кто-то — как своеобразный отдых и оздоровительную процедуру. Обычно путь к вершине паломники проделывают в несколько этапов, с остановками в промежуточных пунктах, где они отдыхают и набираются сил для следующего захода. Если кто-то не смог подняться, сошёл с дистанции и вернулся, то неудачу полушутя объясняют тем, что «святой» не пустил по какой-то причине этого человека на гору. Кто-то доходит только до отрогов Кураминского хребта и совершает паломничество к «нижним» мазарам (Чинар-бува в сел. Ашоба, Хашт-мазар в сел. Ашт и т.д.), кто-то проходит далее до промежуточных остановок, кто-то поднимается выше, почти до самой вершины. Это тоже считается успехом, но наполовину. Бытует представление, что, поднявшись на гору 40 раз, можно получить почётное прозвище хаджжи.
Вид на гору Бобо-йи об с юго-восточной стороны. Фото А.Л.Огудина. Май 1973 г.
Существует несколько путей подъёма паломников на вершину Б. о. Один из них проходит через сел. Пангаз, второй — через сел. Ашоба, третий — через селения Ашт и Об-и Ашт. Последние два маршрута (наиболее популярные) сходятся у перевала Кавурга (3210 м над уровнем моря).
При подъёме через сел. Об-и Ашт промежуточным пунктом является «святое» место с названием Ашхана (ош-хона — «место вкушения пищи»). Ашхана имеет внешний вид обыкновенной летовки. Площадь дворика вместе с хижиной составляет примерно 60 м2. Перед входом в хижину установлен арчовый туг (шест). Рядом с этим местом сохранилось небольшое старое кладбище. В ограде хижины найден гранитный кайрак (могильный камень) с выбитой арабскими цифрами датой 1278 (1861-62 г.). Рядом с Ашханой расположен родник Кул-солды-булак («родник, куда кладут руку» или «родник, сделанный руками»?). Возле него невысокая выкладка камней, напоминающая спираль, и высохшее корявое деревце, сплошь обмотанное тряпицами. В родник бросают конфеты, пуговицы и деньги, зёрна пшеницы, потом читают молитву и зачерпывают горсть воды: если попадётся монета, то это к богатству, если зерно пшеницы — к урожаю.
На высоте 3500 м, на широком гребне, в «святом» месте Суннат-булак («родник сунны», «праведный родник»), сохранился комплекс каменных кольцеобразных сооружений и вертикально установленных камней. В центре комплекса возвышается специально установленный столбообразный камень высотой около 1,5 м. Рядом сооружено из камней куполообразное строение, используемое сейчас для хранения посуды и бумажных денег. Вокруг — каменные ограды. В комплекс входит также каменная хижина нийат-хона («помещение для [выражения — мысленно или вслух] благих намерений»). Рядом с комплексом — источники. О происхождении источника Суннат-булак сохранились представления, что он вытекает из невидимого озера, существующего где-то на вершине горы. Попасть к этому озеру может не каждый, а только «чистый», или «святой», человек. Согласно другому рассказу, озеро скрыто в глубине горы.
«Святая» вершина горы Б. о. представляет собой нагромождение гранитных обломков разной величины. На вершине сложена огромная пирамида (высотой около 3 м) со следами обмазки глиной и побелки известью. Сверху в нее воткнута небольшая ветка дерева. На восточной стороне пирамиды устроена чираг-хана («место для возжигания огня»). С северной стороны стоит туг, обмотанный лентами и белыми полотенцами. Недалеко от него, на горизонтально лежащем гранитном камне выбито изображение купольного сооружения с навершием в виде рогов. Громадная пирамида на вершине Б. о. — главный культовый объект на горе, место, где, по представлениям верующих, сосредоточена сила «святого» и откуда она распространяется на все окрестности. Здесь паломники читают молитвы и кладут рядом с мазаром камни, вследствие чего вся вершина завалена удлинёнными камешками, перевязанными узенькими ленточками материи, платочками и цветными нитками.
Культовые сооружения из камня на вершине горы Б. о. и соседних хребтах по внешнему виду весьма похожи на погребальные сооружения типа курум («осыпь, завал больших камней») и муг-хона («жилище огнепоклонника»), повсеместно встречающиеся на равнине, в предгорьях и среднегорье Северной Фарганы (Кураминского хребта). Культура строителей каменных склепов хронологически охватывает период с II–I вв. до н.э. по VI–VIII вв. н.э. Именно к этому времени, по-видимому, восходит и сам культ Б. о., связанный с почитанием горных вершин и источников воды. Возможно, само название Б. о. появилось позднее (ок. XIII — XIV в.) и связано с термином обо, которым у монголов и тюрков обозначалась жертвенная куча камней, место поклонения духам-хозяевам данной местности. Такие обо часто располагались на высоких горных перевалах.
Вследствие распространения ислама в Фарганской долине с VIII в. культ Б. о. «исламизировался». Правда, у мазара, несмотря на его большую популярность, так и не сложилось официальной, письменной легенды, в которой бы излагалась мусульманская версия почитания «святого» места. В частности, признак незавершённой исламизации — отсутствие наследственной группы смотрителей-шайхов, которые бы принадлежали к сословию ок-суяк, как это имеет место в других случаях почитания «святых» мест. Основными смотрителями считают себя некоторые семьи из узбекского сел. Ашоба. Они перебираются на гору в августе, когда туда начинают приходить люди. У мазара Б. о. не было и вакфов.
Народные предания, которые рассказывают местные жители, гласят, что Б. о. — это сподвижник Мухаммада, курайшит ‘Абд ар-Рахман б. ‘Ауф (ум. в 652-53 г.), входивший в группу десяти, которым Пророк обещал рай. После смерти второго «праведного» халифа ‘Умара он был одним из шести, кто выбирал нового халифа. ‘Абд ар-Рахман б. ‘Ауф никогда не был в Средней Азии. Тем не менее, согласно местным легендам, именно он, будучи на Кураме, ушёл когда-то в горы, нашел там пещеру (гор) и спустился в неё, а обратно не вернулся. Считается, что через пещеру он ушел в Макку. По другой версии, «святой» ушёл на вершину и живёт там постоянно.
Эта легенда об ‘Абд ар-Рахмане б. ‘Ауфе (‘Абдурахмон-об, ‘Абдурахман-ата) популярна в Средней Азии — только называют разные места, где он спустился под землю. В путеводителе по самаркандским мазарам «Самария», написанном в XIX в., упоминается находящаяся внутри городских стен могила человека по имени шайх ‘Абдурахман, которого местные жители считают ‘Абд ар-Рахманом б. ‘Ауфом. В том же путеводителе говорится о мазаре некоего шайха ‘Абдурахмана Дорами, который находится в окрестностях г. Самарканда; по словам автора «Самарии», тюрки приписывали этот мазар ‘Абд ар-Рахману б. ‘Ауфу. Согласно одному из преданий, могила «святого» находится в Гузарском р-не Кашка-дарьинской обл. Узбекистана: здесь ему якобы отрубили голову «неверные», а голова провалилась сквозь землю (на этом месте образовался источник) и подземная река унесла её в Макку/Мекку. В Ура-Тюбинском р-не Согдийской обл. Таджикистана есть очень популярный мазар Карасакал-бобо, рядом с которым располагался намазгох и проводился праздник гул-и сурх, на который собирались жители 20 окрестных селений и приезжали паломники из г. Ура-Тюбе. По одной из версий, настоящее имя захороненного здесь «святого» — ‘Абд ар-Рахман б. ‘Ауф, а в сел. Карасакал живут его потомки. У некоторых групп населения ‘Абд ар-Рахман б. ‘Ауф считался родоначальником (например, у племен ктай (хитой) и кипчок Заравшанской долины).
У оседлого населения Средней Азии именно ‘Абд ар-Рахман б. ‘Ауф (‘Абдуррахман-ав(об)-пари, пари ‘Абдурахман, ‘Абдурахман-дев-пари, ‘Абдурахман-шох-пари) считался главой пари — особых духов, которых вызывают шаманки (бахши) при лечении серьёзных болезней.
Лит-pa: А.Д.Гребенкин. Узбеки // Русский Туркестан. Сборник, изданный по поводу политехнической выставки. Вып. 2. М., 1872, 100; Абу-Тахир-Ходжа. Самария, пер. Вяткина; П.Е.Кузнецов. О таджиках Наманганского уезда // Изв. ТОИРГО. 1914, т. 9, вып. 2, ч. 1; О.Муродов. Происхождение «святых мест» и их трансформация в наши дни. Душ., 1977, 11–12 (на тадж. яз.); Т.С.Саксанов. Паломничество к святым местам: традиция и современность. М., 1991, 66; Н.О.Турсунов. Развитие городских и сельских поселений Северного Таджикистана в XVIII — начале XX в. (историко-этнографические очерки). Душ., 1991, 257; В.Н.Басилов. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана. М., 1992, 267; В.Л.Огудин. Гора Бобои-об — древняя святыня народов северо-западной Ферганы // Подвижники ислама.
В.Л.Огудин, С.А.Дюдуаньон