Булгарское городище (г. Болгар, Спасский р-н, Татарстан) — археологические остатки и отдельные сохранившиеся памятники архитектуры средневекового мусульманского г. Булгар (X–XVI вв.). Расположено на левом берегу Волги, в 30 км ниже места впадения в нее р. Камы. Удалено от береговой линии на 5 км в глубь территории. В X — 1-й половине XIII в. — небольшой торгово-ремесленный город Волжско-Камской Булгарии, первого раннефеодального исламского государства Восточной Европы. В 1236 г. Булгар был захвачен монголо-татарскими войсками во главе с ханом Батыем, в 1241–1242 гг. был ставкой этого хана. Во 2-й половине XIII–XIV в. Булгар — центр Булгарского улуса Золотой Орды — пережил период расцвета, оставаясь мусульманским городом. Площадь его увеличилась более чем в 10 раз. Возводились кирпично-каменные мечети, минареты, восточного типа бани, мавзолеи, площади перед которыми мостились каменными плитами и имели бассейны. Во 2-й половине XIV в. город был обнесен глубоким рвом и мощными земляными валами, поверх которых были возведены деревянные стены с башнями. Сохранились остатки валов и рвов, жилых и торгово-ремесленных кварталов, кирпично-белокаменных зданий мечетей, минаретов, мавзолеев и других сооружений. Среди них наибольший интерес в силу их относительной сохранности представляют Булгарская соборная мечеть, Малый минарет, «Ханская» усыпальница, Чёрная палата, Восточный мавзолей. В южной части городища сохранились остатки так называемого Малого городка. По данным последних научных исследований установлено, что это была загородная мечеть (намазгах), предназначенная для посещений во время двух крупных мусульманских праздников — ‘ид ал-адха (курбан) и ‘ид ал-фитр.
В центральной части Б. г. расположена Булгарская соборная мечеть (ныне — остатки монументального сооружения). Она относилась к типу восточной зальной мечети с многорядными опорами, портальной нишей и одним асимметрично пристроенным минаретом. Строительство было начато вскоре после захвата города войсками хана Батыя и закончено в 60-х гг. XIII в. Первоначально здание имело прямоугольный план размерами 32×34 м с 20 внутренними четырёхугольными столбами (по четыре столба в пяти рядах), несущими аркады и деревянную четырёхскатную кровлю. К главному фасаду примыкали арочный портал и высокий минарет. С четырёх сторон каменные стены мечети были укреплены наружными контрфорсами, воспринимавшими нагрузку на стены от распора аркад. С внутренней стороны южной стены зала размещалась михрабная ниша, обрамлённая богатой орнаментальной резьбой по камню. Пол был деревянным. Молельный зал освещался окнами, располагавшимися, вероятно, на уровне арок, несущих горизонтальные деревянные балки перекрытия.
В конце XIII в. Соборная мечеть подверглась первой реконструкции в связи с разрушением здания почти до основания стен. Возводятся новые стены, укладывается новый пол. Вдоль западной и частично северной стен устанавливаются 10 дополнительных столбов, очевидно поддерживавших антресольную галерею. На восточном и западном фасадах появляются декоративные пятигранные ниши. Вероятно, уже в этот период первоначальные четырёхгранные столбы были заменены более тонкими восьмигранными колоннами со своеобразными резными капителями.
В начале XIV в. Соборная мечеть подверглась второй реконструкции. В нижнем ярусе боковых фасадов были прорублены два дверных и четыре оконных проема, уменьшивших конструктивную прочность и надёжность здания в случае осады. Для восстановления оборонной функции здания к его четырём углам были пристроены высокие крепостные башни. От них частично сохранились монолитные остовы с расширяющимися ступенчатыми основаниями. К этому периоду относится также перепланировка зала с более частой расстановкой внутренних опор. 36 восьмигранных колонн были установлены по шесть в шести рядах. К трём входам были пристроены внутренние тамбуры, на боковых фасадах заделаны декоративные ниши, вокруг здания ликвидированы деревянные постройки и кладбище. Справа от входной портальной ниши располагался минарет, облик которого сохранился на рисунках XIX в. Минарет представлял собой 24-метровый столп, состоящий из верхнего малого и нижнего большого цилиндров. Ствол нижнего цилиндра переходил внизу через восьмигранный ярус в кубическое основание с размерами в плане 5×5 м. Внутри минарета располагалась винтовая лестница, которая вела на обходную галерею в верхней части нижнего цилиндра. Минарет мечети, рухнувший в 1841 г. от кладоискательских раскопок, был аналогичен Малому минарету, сохранившемуся до наших дней. В отличие от него, Большой минарет имел примерно вдвое большую высоту и резную арабскую надпись — изречение из Корана на средней высоте фасада. Завершался минарет коническим шатром.
По материалу кладки и техническим приёмам Булгарская соборная мечеть аналогична постройкам Закавказья, Крыма, Малой Азии. В её архитектуре отражался синтез сельджукских и местных, традиционных стилевых форм. Она представляет своеобразную ветвь мусульманского культового зодчества, сложившуюся в более северных климатических условиях.
Булгарская соборная мечеть дважды подвергалась крупным разрушениям в результате войн. В 1361 г. она пострадала от нашествия войск Булат-Тимура, а в 1431 г. — во время похода Федора Пестрого. В 1964–1965 гг. проводились археологические раскопки со вскрытием руин памятника под руководством учёного-археолога А.П.Смирнова.
В 1964–1967 гг. руины Соборной мечети были подвергнуты консервации и фрагментарной реставрации в пределах сохранившейся высоты. Памятник очищен из-под поздних почвенных наслоений на глубину 1,5–2 м, до уровня первоначальной дневной поверхности. С 1994 г. ведутся работы по восстановлению Большого минарета.
Среди немногочисленных сохранившихся памятников булгарского периода выделяется Чёрная палата (построена в середине XIV в.), где когда-то находился аристократический район средневекового г. Булгар. Первоначальное назначение здания точно не установлено. Одни исследователи считают Чёрную палату мавзолеем, другие — ханским судилищем. Своё название строение получило по потемневшим стенам. Зодчий неизвестен. Относится к типу центральнокупольных зданий. Ярусное белокаменное сооружение, состоящее из двух разновеликих четвериков, поставленных на высокий цоколь и несущих восьмерик с куполом. Четверики и восьмерик в интерьере объединены единым подкупольным пространством, освещаемым арочными окнами восьмерика и верхнего четверика. На каждой стороне нижнего четверика размещён арочный дверной проём. Через три двери проходили в здание с обходной галереи, которая первоначально существовала вокруг здания и имела входной портал с западной стороны. Галерея заканчивалась на южном фасаде с двух сторон у главного входа, к которому вела наружная лестница. От галереи сохранились небольшие фрагменты стен. Некогда над куполом было наружное восьмидольно-сомкнутое покрытие, ныне утраченное. Внутри здание было оштукатурено и украшено лепниной. В интерьере сохранились лепные обрамления стрельчатых проёмов и ниши со звёздчатыми розетками в тимпанах, полуколонки с капителями в углах восьмерика, цветочные розетки и характерные для восточной архитектуры сталактиты в тромпах. По композиции и характеру архитектурных деталей Чёрная палата близка к однотипным памятникам архитектуры Средней Азии и Азербайджана XIV в.
К северу от Малого минарета сохранились руины трёх усыпальниц XIV в., средняя из которых, сравнительно больше сохранившаяся, получила условное название «Ханская». Относилась к восточномусульманским мавзолеям (тюрбе, от араб. турба — «захоронение») центральнокупольного типа. Представляла собой кубовидное сооружение, переходившее через верхние угловые скосы к четырёхдольному сомкнутому своду, под которым был устроен внутренний полусферический купол. В интерьере основание купола плавно переходит через угловые скосы (тромпы) в восьмерик, опирающийся, в свою очередь, через систему тромпов на нижний четверик. Первоначально здание имело главный вход на северном фасаде, освещалось узкими арочными проёмами. Здание возведено из белого известняка и облицовано туфовыми блоками. «Ханская» усыпальница являлась булгарским вариантом мавзолеев, распространённых в странах мусульманского Востока.
Б. г. — место паломничества и поклонения мусульман Средневолжского региона в летние месяцы. С 1969 г. входит в состав Булгарского историко-архитектурного заповедника и является объектом туристско-экскурсионного показа.
Лит-ра: С.С.Айдаров. Великие Булгары. Казань, 1983; Город Болгар: Монументальное строительство, архитектура, благоустройство. М., 2001.
Х.Г.Надырова