Бухара (1) — город, один из главных исторических и культурных центров Республики Узбекистан, расположенный в долине нижнего течения реки Заравшан. В отличие от других древних городов Средней Азии, Б. на протяжении более чем двух тысячелетий не меняла своего местоположения и в наши дни остается «живым» городом, сохранившим в основной своей части исходную структуру (крепость-Арк, шахристан, канал Шахруд).
В VII в. в китайских хрониках государства Тан название города передается в формах Ань (Аньго) или Аньси, Бухо или Бухэ; позднее у местных историков и арабских географов — Бумджикат, Бумиджкас, Бумискат, Нумушкет, Нумуджкас, Нумуджкат, Нумуджикет; в одном из хадисов — ал-Фахира («Славная»). Название области Б. окончательно закрепилось за городом в Х в. Согласно Мулла-заде, это название происходит от бухар — «место средоточия», «место поклонения, где стоят идолы».
К началу арабского завоевания торговый город Б. состоял из крепости — диз (около 3 га), шахристана (28–30 га), пригорода (зáмки и небольшие селения) и ирригационной системы. В крепости находились резиденция правителя области Бухар-худата, дворец, языческий храм, казначейство, жилища приближённых и прочие постройки. Её западные ворота выходили на площадь Регистан (позднее Баб ас-сахл, араб. «Ворота песчаной равнины»), восточные — Гурийан (в них — могила мифического основателя Б. Сийавуша) были обращены к шахристану. Укреплённый шахристан имел семь ворот и состоял из четырёх кварталов (араб. махалла), отделённых друг от друга стенами. В трёх кварталах располагались зáмки дихкан, в четвёртом жили богатые купцы кеш-кушаны. Магистральный канал Руд-и Зар (позднее — Шахруд) проходил к югу от крепости и шахристана. Между его южными воротами и каналом функционировали главный экономический центр Б. — базар Мах, храмы идолов и огня. На Регистане — дворец Бухар-худата, к северу от площади — холм Афрасиаба.
Окончательное внедрение ислама в Б. произошло в начале VIII в. Арабский наместник Хурасана Кутайба б. Муслим ал-Бахили (704–715) распорядился половину домов в городе передать арабам. Кеш-кушаны покинули свои жилища и заняли земли к востоку от Б., где выстроили зáмки и дома для слуг и клиентов, основали зороастрийские храмы, заложили сады (местность Кешк-и муган — «Зáмок магов»). Кутайба б. Муслим в 713 г. в крепости Б. на месте языческого храма (бут-хана) построил первую соборную мечеть и приказал жителям собираться туда каждую пятницу за два дирхама; в северной части площади Регистан он основал первую праздничную мечеть — намазгах, окружённую стеной с воротами Ма‘бид (араб. «место поклонения»). Вскоре на его северной границе появился первый мусульманский некрополь. В «мечеть ханзалитов» (бану Ханзала, позднее, вероятно, аш-Шам — «Сирийская») была превращена христианская церковь в юго-западной части шахристана, в этом же районе — «мечеть са‘дитов» (бану Са‘д); в северо-западной части Б. — «мечеть курайшитов» (бану Курайш), в северо-восточной части — «мечеть хамданитов» (бану Хамдан). Зáмок в юго-восточной части шахристана, принадлежавший дихкану Хине (мусульманское имя — Ахмад), был занят первым наместником Б. Аййубом. В мечеть (ныне: Магак-и ‘Аттари) был превращён храм огня за пределами шахристана на базаре Мах. С расселением арабских племён в шахристане стены между кварталами постепенно разбирались, а спустя некоторое время на их месте появилась жилая застройка.
В исламизации жителей Б. большую роль сыграло мурджиитское движение (последователи Абу Ханифы, ум. в 767 г.) за равноправие новообращённых в ислам и арабов. Большим авторитетом пользовался факих—ханафит Абу Хафс ал-Кабир ал-Бухари (767–832). Благодаря его деятельности Б. превратилась в Куббат ал-ислам — «Купол ислама» (Абу Хафс и его сыновья были похоронены на некрополе Хазрат-и Имам внутри города, у подножия внешней стены, рядом с «холмом Афрасиаба»). Соборная мечеть в крепости не вмещала всех верующих, и наместник Хурасана ал-Фадл б. Йахйа ал-Бармаки (794–795) перенёс её на территорию между крепостью и шахристаном (у Наршахи год постройки 770-71). Восточные ворота крепости стали называться Баб ал-джами‘ — «Ворота соборной мечети» (позднее — Ках фурушан, или ‘Алаф фурушан).
В середине IX в., при наместничестве в Хурасане Тахиридов (820–873), вокруг Б. была возведена внешняя стена. В её пределы вошли: крепость (араб. кал‘а), шахристан, базар Мах, намазгах и арабское кладбище к северу от него, Кешк-и муган, земли потомков Бухар-худата и горожан на периферии обживаемой территории. Общая площадь Б. в пределах этих стен составляла более 700 га. С этого времени крепость стала называться Кухандиз («Старая крепость»), шахристан — Шахр-и дарун («Внутренний город»), или Мадина (араб.), территория вне этих частей в пределах внешней стены — Шахр-и бирун («Внешний город»), или Рабад (араб.). При Тахиридах усилиями кадийя Са‘ида б. Халафа ал-Балхи (назначен на должность в 828 г.) в восточной части Шахр-и бируна была сооружена плотина и усовершенствована ирригационная система.
В последнюю четверть IX — Х в. Б., столица Саманидов, — один из крупнейших торговых городов Центральной Азии. Кухандиз был плотно застроен, в нём находились дворец правителей, библиотека, казначейство, канцелярия, тюрьма, ремесленные мастерские, гарем и пр. «Внутренний город» с семью воротами также был плотно застроен, укреплён и обведён рвом. В южной стене располагались «Ворота ‘Аттаран» (или Базара или Мах, или Шахристан-Мадина); в западной — «Ворота са‘дитов» (бану Са‘д), или Са‘дабад, «Ворота асадитов» (бану Асад; доисламское название Мухре), «Ворота Кухандиз» (возле них — виадук, соединявший Мадину и Кухандиз), «Ворота Хуфра» («Ворота Подкопа» у арабских географов); в северной стене располагались «Ворота Нау» (или Хакк-рах, или Хафс); в восточной стене — «Ворота Нур» (вар. Нун), в VIII в. — Самаркандские (внутренние).
В стене «Внешнего города» находилось 11 ворот. В западной стене — трое ворот: ал-Майдан («Площадь»), или Хаджжийан, Хаджжа (от них — тракт на Хурасан), Гушедж и Хадширун (выходили на дорогу к саманидскому намазгаху и сел. Сумитан). В северной стене — трое ворот: ар-Рамисанийа (от них — тракт на Хваризм), Фегасгун и Самаркандские (от них — дорога на Самарканд и Мавараннахр). В восточной стене находилось трое ворот: Наубехар, Калабад и Мердкуша (двое последних ворот выходили на дорогу в Насаф, Тирмиз/Термез и Балх); в южной стене было двое ворот: Рив и Ибрахима (позднее — Намазгах).
«Внешний город» был застроен неравномерно. Наиболее плотная застройка охватывала «Внутренний город» юго-запада, юга и востока — старый Рабад, возникший в X в., с базарами, языческими храмами, превращёнными в мечети, и жилыми домами. В X в. здесь впервые упоминаются мадраса Б. Парчак, или Фарджек, бани, хаузы, многочисленные лавки (араб. дуккан) и пассажи базаров.
По периметру старого Рабада через каналы были перекинуты мосты с воротами: Железные, моста Хассана, двое ворот около мечети Мах, Рухне, у зáмка Абу Хишама ал-Кинани, у моста Сувайка, ворота Фарджек, ворота Дарвазаче, ворота улицы Магов, Самаркандские. Вдоль среднего течения Руд-и Зар располагались базары и ремесленные мастерские (стеклодувов, керамистов, металлистов, ювелиров), мечети Ахид и ал-‘Арид (‘Ариз).
В северо-западной и северной частях «Внешнего города» (вокруг намазгаха Кутайбы) находились обширные земли, выкупленные Исма‘илом ас-Самани (892–907) у Бухар-худатов. Здесь в течение правления династии отстраивались зáмки, сады и парки (Джу-йи Мавалийан, Карак-и ‘Алавийан, Даштак). В 902 г. Исма‘ил выкупил жилые дома между крепостью и внутренним городом и увеличил размер соборной мечети в три раза. Он же основал вакфы на содержание новой мечети, а также в пользу потомков ‘Али, потомков Джа‘фара ас-Садика и факихов. В начале правления Насра б. Ахмада б. Исма‘ила (914–943) соборная мечеть два раза обрушалась (в первый раз во время богослужения в месяц рамадан погибло много народа) и восстанавливалась. Возле неё вазир Абу ‘Абд Аллах ал-Джайхани в 918-19 г. построил за свой счёт минарет с деревянным верхом. В 951-52 г. к юго-западу от соборной мечети, недалеко от дворца амира Хурасана, Нух б. Наср (943–954) выстроил ещё одно здание мечети.
В западной части «Внешнего города» на площади Регистан, простиравшейся до Чашма-йи Аййуб на западе и до намазгаха Кутайбы на севере, были отстроены дворец и административные здания (диваны); при ‘Абд ал-Малике (954–961) вазир Абу Джа‘фар ал-‘Утби построил здесь великолепную мечеть. Территория старого намазгаха не вмещала всех верующих, и амир Мансур б. Нух (961–976) вынес его в 970-71 г. за пределы Б., к западу, в местность по Сумитанской дороге. У кибловой стены намазгаха Кутайбы постепенно образовался некрополь. К западу от Регистана в северной части местности Науканда был основан династический некрополь Саманидов. Плотной жилой застройкой была занята южная часть Б., доходившая почти до ворот Ибрахима и Рив. На восток от Мадины местность Наубехар (ранее — Кешк-и Муган) была заселена саманидскими гвардейцами-гуламами. К югу от Наубехара, на окраине Калабада (местность, где Руд-и Зар входил в Б.; в письменных источниках — нижняя часть Б.), были основаны некрополи с захоронениями популярных факихов, кадийев, шайхов, имамов, аскетов и суфиев, имевших большое влияние на духовную жизнь горожан. Вероятно, ещё при Саманидах начались процесс исламизации древних мест поклонения (например, Чашма-йи Аййуб, Сийавуш) и организация мазаров у могил исламских святых — представителей «неофициального» духовенства, пользовавшихся огромным авторитетом среди местного населения.
В начале XI в. с падением династии Саманидов и утратой статуса столицы Б. переживала политический и экономический кризис. Кухандиз обживался время от времени, но хорошо укрепленным и плотно застроенным оставался «Внутренний город» (Мадина). «Внешний город» был плотно застроен в основном в пределах территории старого Рабада и в районе торгово-ремесленной части, базаров Мах, или ‘Аттаран. Престижные ранее северо-западный, северный и восточный районы «Внешнего города» потеряли своё значение. В опустевших жилых кварталах со временем разрастались кладбища.
В XI — 1-й трети XII в. караханидские правители отстроили в Б. несколько зданий. Шамс ал-мулк Наср б. Ибрахим (1068–1080) заново отстроил сгоревшую соборную мечеть с минаретом между крепостью и шахристаном, отдал земли Карак-и ‘Алавийан учёным (за северными воротами внутреннего города Нау) и основал большой сад Шамсабад с великолепными зданиями вблизи Б. — за южными воротами Ибрахим. В сад он перенёс намазгах из местности Сумитан. Позднее Кадыр-хан Джабра’ил б. Тогрыл-тегин ‘Умар (ум. в 1102 г.) отстроил в районе базаров ‘Аттаран мадрасу Кулартакин и якобы был похоронен в ней. Строительная деятельность Арслан-хана Мухаммада б. Сулаймана (1102–1130) превзошла достижения предшественников. Помимо дворцов он строил бани и мадрасы, укреплял городские стены, в 1119 г. на фундаментах намазгаха Шамс ал-мулка отстроил новое здание праздничной мечети (подтверждено археологическими исследованиями), сохранившееся в перестроенном виде до наших дней. В юго-западной части «Внутреннего города» Арслан-хан выкупил жилой квартал и отстроил здесь пятничную мечеть (закончена постройкой в 1121 г.) и минарет (1127–1129), известные ныне как Калан. Ещё одна мечеть находилась на небольшом расстоянии к югу от мечети Калан. Сейчас на её месте располагаются жилые дома, в одном из них — мазар Арслан-хана.
В начале XI в. впервые упоминается ханака Б. в квартале ас-Суффа — в неё превратил якобы свой дом Абу Мухаммад Хаким б. Мухаммад аз-Займуни (ад-Даймуни, ум. в 1025 г.).
В 1-й половине XII в. в Б. как будто некоторое время жил знаменитый мистик Абу Йа‘куб Йусуф ал-Хамадани (1049–1140), муридами которого были ‘Абд ал-Халик б. ‘Абд ал-Джалил ал-Гидждувани (четвёртый халифá, ум. в 1179-80 г.) и Ахмад Йасави (третий халифá, ум. в 1166-67 г.), в дальнейшем — основатели знаменитых школ мистицизма в Мавараннахре и Туркестане — хваджаган и йасавийа. Правитель Б. садр ас-Са‘ид из рода Бурхан (ум. в 1197 г.) — халифá ‘Абд ал-Халика ал-Гидждувани — прославился как строитель мечетей и благотворительных учреждений, он был также владетелем общественной библиотеки.
Деятельность братства хваджаган не прекращалась в тяжёлые времена монгольского нашествия (1220 г.), когда Б. была разрушена и до 1-й четверти XIV в. пережила несколько опустошительных погромов. Самые известные из деятелей этого братства — хваджа Аулийа’-йи Кабир (ум. в 1229-30 г., второй халифá хваджи ‘Абд ал-Халика ал-Гидждувани), его сын и халифá хваджа Аулийа’-йи Гариб (ум. в 1311-12 г.).
В 1-й четверти XIII в. в Фатхабаде под Б. ученик Наджм ад-дина ал-Кубра (убит в 1221 г.) Сайф ад-дин ал—Бахарзи (1190–1261) основал кубравийскую ханаку (процветала в XIII–XIV вв., перестраивалась и достраивалась в XV–XVI вв., до нашего времени сохранилось два мавзолея). В этой ханаке хан Золотой Орды Беркай (Берке, 1256–1266), после восшествия на престол посетивший Б. для оказания почестей выдающимся учёным города, объявил о своём намерении принять ислам.
Из новых зданий, появившихся в Б. в монгольский период, известна мадраса Мас‘удийа (была построена в 1250 г. Мас‘удом б. Махмудом ал-Хваризми, гражданским правителем Мавараннахра [1238–1289], от имени великого хана, в ней он и похоронен; он же восстановил город после монгольского погрома 1273 г.) и Ханийа (была возведена на средства ханши, христианки-кераитки Сиюркуктени-бики — матери монгольских ханов Мунке, Хулагу и Хубилая). Преподавателем (мударрис) и управляющим (мутавалли) в Ханийе был Сайф ад-дин ал—Бахарзи. В каждом из этих заведений обучалось якобы до тысячи студентов. О других монументальных зданиях, вероятно мечетях и мадрасах, возведённых в XIII — 1-й половине XIV в. во «Внутреннем городе» и за его стенами, свидетельствуют находки великолепной резной поливной терракоты. От времени монгольского владычества в Б. сохранился лишь мавзолей хана-дарвиша Чагатаида Буйан-кули (60-е гг. XIV в.) в Фатхабаде.
Во время правления амира Тимура и Тимуридов (1370–1500) Б. не имела большого политического значения, но продолжала оставаться центром влиятельного суфийского духовенства, паломничества и торговли. Сохранилось немного зданий этого времени: от имени самого Тимура (1370–1405) был отремонтирован намазгах, восстановлена соборная мечеть Калан и, вероятно, возведена ханака на некрополе Хазрат-и Имам; некий амир Хаджжадж в 1383–1384 гг. отстроил здание над мазаром Чашма-йи Аййуб. Позднее амир Улугбек (1409–1449) отстроил мадрасу своего имени (1417 г.), отремонтировал городские стены и восстановил Арк (новое название крепости Б. монгольского периода). Активная интеллектуальная деятельность суфийев в Б. этого периода связана прежде всего с именем второго халифá Баха’ ад-дина Накшбанда (основатель братства накшбандийа, ум. в 1389 г.) — хваджи Мухаммада Парсы (ум. в 1419 г.) — владельца большой общественной библиотеки, строителя ханаки и мадрасы.
В начале XVI в. при Шайбанидах Б. вновь становится столицей вначале одного из уделов, а затем всего государства. В Арке вновь размещается резиденция правящей династии, эта роль сохраняется за ним до 1920 г. Его восточные ворота были заложены, западные назывались Арк-и ‘Али. К началу XVI в. укрепления «Внутреннего города» (в письменных источниках этого времени он называется Хисар-и кадим — «Старый город») почти по всему периметру были снивелированы, их место постепенно занимали жилые здания, но снаружи на отдельных участках сохранялся ров. Известны названия трёх его ворот: Аханин в южной стене (на месте бывших ворот Мах, или Базара), Ислам в западной стене (вероятно, неподалёку от северо-западного угла мечети Калан), Камангаран — в северной стене. Во время правления ‘Абд ал-‘Азиз-хана (с 1533 г. правил Бухарой, с 1540 г. — хан всех узбеков, ум. в 1550 г.) была реконструирована внешняя стена Б. Её западная и южная границы практически совпадали со стеной середины IX в., стена на севере была передвинута почти на 500 метров к югу, вне территории Б. оказался некрополь Абу Хафса ал-Кабира, или Хазрат-и Имам. Восточная стена также была передвинута к западу, снаружи города оказался большой некрополь с многочисленными мазарами. Площадь Б. в пределах этой стены составила 440–450 га, во 2-й половине XVI в. в городскую черту были включены земли шайхов Джуйбари (38–40 га), площадь Б. достигла 500 га. Территория в пределах вновь отстроенных стен (исключая Арк и Хисар-и кадим) стала называться Хисар-и Нау, или Хисар-и джадид — «Новый город». В стене Хисар-и Нау, как и ранее, находилось 11 ворот. В западной стене располагалось трое ворот: Каракул, сохранились до наших дней (ранее ал-Майдан), Ширгаран (ранее Гушедж) и Талипач (Тал-и Пач сохранились до наших дней, ранее Хадширун). В северной стене — трое ворот: Углан (на дороге, выходившей ранее к воротам ар-Рамисанийа), Хазрат-и Имам, или Имам, или Абу Хафс (за ними — древний некрополь с мазарами Абу Хафса ал-Кабира, архитектурный ансамбль с ханакой и др.) и Самарканд. В восточной стене было двое ворот: Мазар, или Мазар-и Шариф (от них дорога вела к мазару патрона Б. — Баха’ ад-дина Накшбанда, на дороге древних ворот Калабад, располагавшихся восточнее) и Карши, или Кавала-йи гач (на дороге древних ворот Мердкуша). В южной стене находилось трое ворот: Саллахана (Саллах-хана), или Баба-йи Шауки Парадуз (бывшие Рив), Намазгах (бывшие Ибрахима) и Шайх Джалал (возведены ‘Абд ал-‘Азиз-ханом вблизи ханаки его наставника накшбандийского шайха Джалала ал-Харави ал-Бухари, оба умерли в 1550 г.).
В XVI в., особенно во 2-й его половине, при ‘Абд Аллах-хане II (1557–1598, хан всех узбеков с 1583 г.) Б. подверглась основательной реконструкции, в процессе которой были отремонтированы либо снесены ветхие здания и передвинуты некоторые улицы. Перекрестки торговых магистралей были оформлены монументальными торговыми зданиями (чахар-сук). На территории базаров Старого и Нового города возникли архитектурные ансамбли — своеобразные культово-общественные центры, включавшие мечети, бани, караван—сараи и т.д. Параллельно с разрастанием базаров происходило вытеснение жилой застройки. Вместе с тем новые жилые кварталы, ханаки и мечети отстраиваются в давно покинутых районах на окраинах Б. Основными донаторами строительства выступали ‘Абд ал-‘Азиз-хан и его амиры; ‘Абд Аллах-хан, его наиболее влиятельный амир Кулбаба Кукалдаш (убит в 1594 г.) и глава накшбандийи хваджа Ислам Джуйбари (ум. в 1563 г.), а затем его сын хваджа Са‘д (ум. в 1589 г.).
XVI в. отмечен социальной активностью, политизацией и конкуренцией между основными суфийскими братствами (хваджаган-накшбандийа, кубравийа и йасавийа), лидирующее положение в государстве заняла накшбандийа. При Шайбанидах и Аштарханидах (Джанидах) серьезной политической властью обладала суфийская династия шайхов Джуйбари (2-я половина XVI–XVII в.). Район города, где располагались их поместья (юго-западная часть Б., Джуйбар), имел статус самоуправления. В Б. до наших дней сохранились здания, заново отстроенные либо реконструированные в XVI в.: 3 пятничных мечети, 12 ханак и квартальных мечетей, 5 монументальных мадрас.
Аштарханидские правители Б. (XVII — 1-я половина XVIII в.) также обращались за поддержкой к суфийским шайхам и даже были их муридами. Так, ‘Абд ал-‘Азиз-хан (1645–1680) был муридом маулана Мир Мухаммад-Шарифа ал-Хусайни ас-Сиддики ал-Бухари (1617–1697-98), а Субхан-кули—хан (1680–1702) совмещал правление государством с совершенствованием в суфизме и имел право быть суфийским шайхом-наставником. Действия же его преемника на престоле — сына ‘Убайд Аллаха (1702–1711), пытавшегося подчинить уделы центральной власти и ограничить привилегии духовенства, в частности джуйбарских шайхов, привели к заговору и убийству хана. При его преемнике Абу-л-Файз-хане (1711–1747), в период политического и экономического кризиса, государством фактически правил Мангит Мухаммад Хаким-бий аталик, подготовивший почву для смены династий. С середины XVII в. в Б. отмечена деятельность суфийя накшбандийи-муджаддидийи хаджжи Хабиб Аллаха (ум. в 1699-1700 г., «обновителя/муджаддид XII столетия», халифá Мухаммад-Ма‘сума Сирхинди, ум. в 1668 г.). Наиболее значительные здания этой эпохи, сохранившиеся до наших дней в Б.: архитектурные ансамбли Лаб-и хауз и Бала-йи хауз, мадрасы ‘Абд ал-‘Азиз-хан, Джуйбар-и калан и Мулла Мухаммад-Шариф, мечеть Магак-и Курпа и два суфийских архитектурных ансамбля — Хваджа ‘Усман и Маулана Шариф.
Деятельность первого правителя из династии Мангитов Мухаммад-Рахима (аталик 1747–1756, хан 1756–1759) на территории Б. отмечена крупным ремонтом внешних городских стен. Однако относительная стабилизация в стране наметилась лишь к концу правления Данийал-бий аталика (1759–1785), хотя многие здания Б. к этому времени были основательно разрушены. При поддержке его преемников на престоле — сыне Шах-Мураде Амир-и ма‘суме (1785–1800) и внуке — амире Хайдаре (1800–1826), в стране главенствующим суфийским братством стала накшбандийа-муджаддидийа. Шах-Мурад распорядился упорядочить и возобновить вакфные имущества многих культовых зданий. Постройка дворцовых зданий и чхар-багов в Б. и окрестностях была прекращена, их разбирали, а материал использовали на постройку и ремонт мечетей. Широко практиковалась продажа худжр в мадрасах, поощрялось возведение частными лицами мадрас и мактабов в кварталах города.
При Шах-Мураде и амире Хайдаре в Б. из Марва были переселены семьи персов-ши‘итов (марви, ирони), которые якобы перешли в суннизм. Они были расселены в западной части города (Джуйбар) и какое-то время находились на положении рабов. К этому же времени (или немного ранее) в Б. сложилась значительная диаспора среднеазиатских (бухарских) евреев, пребывавших на положении бесправных зиммиев. Они занимали три квартала (махалла) в южной части Хисар-и Нау общей площадью около 15 га.
Деятельность суфийских братств в Б. при последних правителях мало изучена. Главная роль оставалась за братством накшбандийа, представители кубравийи обосновались в сел. Соктари, а йасавийи — в сел. Таш-рабат и в г. Кармина. За городскими стенами к югу и востоку от Б. располагалось несколько каландар-хана, заселенных профессиональными нищими-каландарами, собиравшими во главе со своими шайхами дань на многочисленных базарах города. Вероятно, на положении «народного» суфизма сохранялось братство кадирийа, кадиритский обряд хатм-и йаздахум отмечался мусульманами независимо от принадлежности к этому братству в семейном кругу и в мечетях (эта традиция дошла до наших дней, обряд совершается в удобное время с 11 до 25 числа каждого месяца). При амире Наср Аллахе (1827–1860) было разрешено проводить публичные («громкие») зикры (зикр-и джахр), сопровождаемые танцами и песнопениями, лишь в двух мечетях Б. один раз в неделю. В конце XIX — начале XX в. «громкие» зикры проводились в 8 мечетях-ханаках. Большое значение в жизни горожан имело паломничество к многочисленным мазарам, располагавшихся как на 65 кладбищах Б., так и в жилых кварталах. Одни из них отмечали реальные места захоронений, другие — кадам-гах — были посвящены реальным либо мифическим персонажам, возведённым в ранг святых — вали. Наиболее популярным являлся мазар Баха ад-дина Накшбанда в 10 км к северо-востоку от Б.
Духовенство, в том числе суфийское, обладало огромной властью в стране, с ним были вынуждены считаться правители. Но предпоследний бухарский амир саййид ‘Абд ал-Ахад (1885–1910) из-за крупного столкновения с духовенством вынужден был в 1894 г. покинуть Б. и навсегда перенести свою резиденцию в г. Кармину, где и был похоронен рядом с ханакой Касим-шайха Карминаги.
С конца XIX в. Бухарское ханство находилось под протекторатом Российской империи. В 1888 г. в 10 км к юго-востоку от Б. прошла линия Закаспийской железной дороги (в 1901 г. её ветка была подведена к воротам Карши). У станции Каган был основан русский город — Новая Бухара, где располагалось Российское императорское политическое агентство. С этого времени и до 40-х годов XX в. Б. в документах упоминается как «Старая Бухара». Проведение современных по тому времени коммуникаций способствовало капитализации феодальной Б. и отразилось на экономической жизни города. С этим связан строительный бум в конце XIX в. и первых двух десятилетий XX в. Наиболее значительные здания, сохранившиеся на территории Б. до наших дней, — мадрасы: Мухаммад Йунус-бий, Мирза Хамдам, ‘Абд ар-Рашид Афган, Мир Саййид Камал, Туркман, Амир ‘Алим-хан. Однако библиотек в этих, как и в других, мадрасах Б. уже не было. Из них ещё при амире Музаффаре (1860–1885) были изъяты рукописи и печатные книги, хранившиеся в канцеляриях кази-калана и амира в Арке. Наряду с традиционными постройками возводились здания русской архитектуры (Российское Акционерное общество почта и телеграф, банки Азовский и Внешней торговли, магазин Саввы Морозова; Московский учетный банк и др.), был реконструирован канал Шахруд и т.д.
В 1920 г., после свержения Бухарского эмирата, Б. становится столицей Бухарской Народной Советской Республики. Бомбардировки города войсками под командованием М.Фрунзе положили начало разрушению городского пространства. Были разрушены: бóльшая часть Арка, жилые кварталы вокруг него и базар на Регистане. Б. покинула значительная часть жителей, опустели многие кварталы в разных частях города.
В начале XX в. на территории Б. располагалось 232 мечети и ханаки; около 200 мадрас (высших, средних и низших, из них 73 при мечетях) с годовым вакфным доходом в 3 819 100 танга или 572 865 руб. После государственного размежевания Средней Азии в конце 1924 — начале 1925 г. Бухара теряет статус столицы и становится административным центром Заравшанского округа. С 1935 г. Б. — областной центр Бухарской обл. Узбекской ССР. Проводилась работа по благоустройству и улучшению санитарного состояния города (закрыты для захоронений древние кладбища, осушены хаузы и т.д.), но жилые кварталы и исторические здания продолжали разрушаться. Мечети, мадрасы, караван-сараи и богатые домовладения были заняты школами, библиотеками, клубами, общежитиями, складами и цехами. К середине XX в. плотно заселёнными оставались территория старого шахристана, южная и восточная части бывшего Хисар-и Нау, островки жилой застройки сохранялись на севере и западе Б. Пустыри занимали почти четверть города. В 60-х гг. с началом типового гражданского строительства была снесена крепостная стена (отдельные участки сохранились на западе в районе Джуйбара). Несколько позже начались большие реставрационные работы наиболее значительных архитектурных памятников. С 1991 г. в Б. предпринимается реабилитация исторических зданий. Сейчас ежедневные и пятничные службы проводятся в 20 старых мечетях города. На территории кварталов бухарских евреев функционируют две синагоги, христианская церковь размещается в здании бывшего железнодорожного вокзала (1901 г.) за воротами Карши.
Сегодня на территории Б. сохранились следующие здания (в том числе расположенные в современной части города):
мечети и ханаки — 65, в том числе: намазгахи, пятничные мечети — 5, одна из них являлась квартальным центром (‘Абд ал-‘Азиз-хан Джуйбар), другая (Бала-йи хауз) служила придворной пятничной мечетью и, вероятно, базара, в вакфных документах упоминается как ханака;
ханаки — 20, пятнадцать из них выполняли функции квартальных мечетей;
базарные мечети — 7, Магак-и Курпа являлась одновременно центром квартала, Магак-и ‘Аттари, Мирза Хайдар-и пайан, Забуда и Саррафан в процессе вытеснения жилых зданий базарами утратили функции квартальных мечетей;
квартальные мечети — 34, в том числе три хусайн-ханы (мечети ши‘итов — ирони). Помимо этого помещения мечетей имеются в 29 мадрасах. Возле мечетей и ханаки сохранилось 9 больших и малых минаретов и 6 зданий начальных школ (мактаб);
мадрасы — 34 здания, два из них возведены в XV в., пять — в XVI в., три — в XVII в., шесть — в XVIII в., 11 — в XIX в., 7 — в начале XX в. Помимо них сохранилось 11 мадрас при мечетях квартальных центров либо ханаках.
Ныне ежедневные и пятничные службы проводятся в 19 старых мечетях.
Лит-ра: Ханыков. Описание; Жуковский. Развалины, 87–88, 91; Наршахи. История Бухары; Бартольд. Туркестан; Тали’. История Абулфейз-хана; Бухари. Убайдулла-наме; Мирза Бади’-диван. Маджма‘ ал-Аркам («Предписания фиска»). (Приемы документации в Бухаре XVIII в.). Факсимиле рукописи / Введ., пер., примеч. и прилож. А.Б.Вильдановой. М., 1981, 93 (сер. ППВ, LIV); ал-Бухари. Тухфат аз-заирин; И.П.Петрушевский. Из истории Бухары в XIII в. // Ученые записки ЛГУ, сер. востоковедческих наук. Вып. 1. Л., 1949, 103–118; Садриддин Айни. Воспоминания / Пер. с таджикского А. Розенфельд. М.–Л., 1960; Сухарева. Квартальная община; Записки о Бухарском ханстве (Отчеты П.И.Демезона и М.В.Виткевича). М., 1983, 61; Р.Л.Гафурова. Китоби Мулла-заде. Таш., 1992; А.Б.Халидов. Рукописи из библиотеки Мухаммада Парса // ПВ. Вып. 6. СПб., 1994, 516; Б.Бабаджанов. Ясавийа и Накшбандийа в Мавераннахре: Из истории взаимоотношений (сер. XV — ХVI в.) // Ясауи Тағылымы (Учение Ясави). Туркистон, 1996, 75–96; E. Nekrasova. La citadelle de Bukhara de la fin du 9e siècle au début du 13e siècle // Archéologie islamique. Paris, 1999, № 8–9, 37–54; idem. Die Basare Bucharas; Е.Г.Некрасова. Историческая топография Бухары (новые данные) // Средняя Азия. Археология. История. Культура. Материалы междунар. конф., посвященной 50-летию научной деятельности Г.В.Шишкиной. М., 2000, 229–232; фон Кюгельген. Расцвет Накшбандийа-Муджаддидийа; Ю.Пауль. Доктрина и организация Хваджаган-Накшбандийа в первом поколении после Баха’ ад-дина // Суфизм в Центральной Азии, 116–118; фон Кюгельген. Накшбандийа-муджаддидийа // ИТБРИ, вып. 4, 56–58; Е.Г.Некрасова. Границы древнего Шахристана и старый хисар Бухары // Центральная Азия. Источники, история, культура. Тез. докладов конф., посвященной 80-летию Е.А.Давидович и Б.А.Литвинского. М., 2003, 102–104; А. фон Кюгельген. Легитимация среднеазиатской династии Мангитов в произведениях их историков (XVIII–XIX вв.). Алматы, 2004; Б.В.Норик. Жизнь и творчество среднеазиатских историков литературы XVI–XVII вв. Хасана Нисари и Мутриби Самарканди // ППВ. 2005, 1(2), 183–216; А.Муминов. Центральная Азия // ИТБРИ, т. I, 2006, 436–441; Некрасова. Бухара. Документальные источники, 252–284; Абдурауф Фитрат. Рассказы индийского путешественника (Бухара как она есть) / Пер. с персидского А.Н.Кондратьева. Таш., 2007, 24–31; Е.Г.Некрасова. Археолого-топографический комментарий // Мухаммад ан-Наршахи. Тарих-и Бухара (История Бухары) / Вступ. ст. Д.Ю.Юсуповой; пер. и примеч. Ш.С.Камолиддина. Таш., 2011, 441–509.
Е.Г.Некрасова