ВАХ̣Й («внушение», «откровение») — божественное откровение. В Коране слово вахй означало, по-видимому, мгновенное появление в сознании образа или идеи и приказание сообщить их окружающим или поступить в соответствии с ними. Психологическая природа этого явления еще не получила научного разъяснения. Первоначально Мухаммад полагал, что с ним говорит бог и что сам бог является ему в видениях (см. К. 53:6—10). Потом появились идеи о духе, сообщающем Пророку божественные приказания, об ангелах как о посланниках божьих и, наконец, о Джибриле (Гаврииле), сообщающем Мухаммаду волю Аллаха (42:51—52/50—52; 2:97/91).
При становлении мусульманской догматики из расчлененного коранического понятия вахй стали выделять более узкие понятия. Так, у ат-Табари в тех случаях, когда термин вахй употребляется по отношению к пророкам, он толкуется термином илхам. У Фахр ад-дина ар-Рази такое деление проявляется наиболее четко. Он подразделяет понятие вахй на вахй ан-наби, вахй-илхам (в том случае, если речь идет о пророках), и на вахй-внушение или видение, вахй через прямое общение с божеством (Муса), вахй через посредника.
В раннеисламской догматике представление о вахй формировалось и в ходе полемики о сотворенности Корана. Для му‘тазилитов вахй — слова бога, воспринимаемые слухом пророка. Аш‘ариты говорили о разнице между словами, состоящими из звуков, и «словами души», которые не выражаются звуками, хотя и воспринимаются на слух. Они соглашались с му‘тазилитами, что первые сотворены, но в отличие от му‘тазилитов признавали извечность вторых.
В сочинениях мусульманских мистиков, а также в шиитской среде получили распространение попытки выяснения и обоснования различий между «пророчеством» (нубувва) и «святостью» (вилайа). Одну из основ этого различия видели в том, что пророчеству соответствует «божественное откровение» (вахй), а святости — «божественное вдохновение» (илхам). Согласно ал-Газали, «святой» (вали) может обладать знанием, неизвестным пророку, но для него недостижимо знание божественного закона. Фундаментальное различие между илхам ал-вали и вахй ан-наби состоит в том, что первое предназначено самому вали и имеет значение прежде всего для него самого, тогда как второе имеет общественное значение — оно предназначено всем людям.
Лит-ра: ат-Табари. Тафсир, 6, 405; ал-Газали, Ихйа’, 3, 16—17; ал-Багдади. Усул ад-дин, 14—15; Р. Рида. Ал-Вахй ал-мухаммадани. Каир, 1933, 22; Винников. Легенды; Бартольд. Соч., 6, 615—616; R. Bell. Muhammad’s visions.— MW, 1934, 24, 145 —154; A. Guillaume. Prophecy and divination among the hebrews and other Semites. N. Y., L., 1938; Watt. Muhammad at Mecca, 13—15; Bell-Watt. Introduction, 20—25: Jadaane. Révélation.
Е.А.Резван