Исламология
    Исламология
    • Главная
    • Указатели
      • Архитектурные памятники
      • Государства, династии, партии
      • Искусство, обычаи, праздники
      • Исторические события
      • Персоналии
      • Правовые толки
      • Письменные памятники
      • Правовые термины
      • Религиозные и философские термины
      • Религиозные и философские течения
      • Топонимы
      • Этнонимы и языки
    • О нас
    • Контакты
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты
      Расширенный поиск
      Исламология
      Исламология
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты

        Габдрахимов

        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 14 марта, 2022
        Содержание
        • 1.
          Статья
        • 2.
          Литература
        • 3.
          Автор

        Габдрахимов (‘Абд ар-Рахим), Габдессалям (‘Абд ас-Салам, 1765–1840, Уфа) — религиозно-политический деятель, муфтий ОМДС. Высшее духовное образование получил в мадрасе селения Каргалы (Сеитовский посад) Оренбургского уезда. С сентября 1799 г. — имам Оренбургской соборной мечети. В 1802 г. за преждевременное проведение праздничного богослужения был отстранен от должности Оренбургским магометанским духовным собранием. В 1803 г. мусульманская община г. Оренбурга вновь выдвинула Г. Г. на должность имама Второй соборной мечети, однако прибывший в город муфтий Мухаммад-джан Хусаинов отверг его кандидатуру. Во время церемонии открытия мечети между муфтием и Г. Г. произошла словесная перепалка. Прихожане поддержали опального имама, вследствие чего муфтий спешно покинул город. В 1805 г. по просьбе хана Малого жуза Айчувака и Оренбургского губернского правления Г. Г. был восстановлен в должности с присвоением ему звания ахуна и мударриса.

        Г. Г. часто выполнял дипломатические и разведывательные поручения правительства в Казахстане и Средней Азии. В 1823 –1824 гг. состоял членом комиссии по решению ордынских дел под председательством хана Ширгазы Айчувака. Тесному сближению Г. Г. с казахской знатью способствовало то, что ахун занимался обучением их детей в собственной мадрасе. Все расходы на обучение и проживание детей казахских ханов, старшин оплачивала российская казна.

        В сентябре 1825 г. указом императора Александра I Г. Г. был утвержден в должности муфтия — председателя ОМДС. При нем работа Духовного собрания стабилизировалась. Был полностью укомплектован штат, который к тому же в 1836 г. значительно расширился. Г. Г. был инициатором строительства зданий религиозного назначения в Уфе (Первой соборной мечети, вакфного дома и резиденции Духовного собрания). Он — автор брошюры «Польза человеческого рода» (1834), в которой изложил краткую историю медицины, доказал ее пользу и необходимость для человечества, утверждая, что «наука врачевания» по степени важности для человека находится на втором месте, уступая только богословию. Будучи муфтием, Г. Г. способствовал обучению башкир и тептярей в Казанском университете.

        За службу Г. Г. был награжден указами Александра I и Николая I двумя золотыми медалями, двумя бриллиантовыми перстнями, золотыми часами и собольей шубой. Кроме того, он и его сыновья получили звание тархана.

        Лит-ра: Уметбаев. В память столетия, 33; Азаматов. Духовное собрание, 5, 166–182.

        Д.Д.Азаматов

        Категории:
        Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018Персоналии
        Теги:
        ИмаммуфтийОМДСОренбургУфа
        Рекомендуемые публикации схожей тематики
        ТАХАДДИ
        • 5 декабря, 2023
        ТАНЗИЛ
        • 3 июля, 2023
        ХУСАЙНИЙА (1)
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 10 октября, 2022
        ХУСАИНОВ МУХАММАД-ДЖАН
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 25 июля, 2022