Галеевская мечеть в Казани — памятник мусульманской культовой архитектуры конца XVIII–XIX в., одна из крупнейших мечетей дореволюционной Казани, сохраняющая стилевые особенности фасадов периода строительства.
Двухэтажное кирпичное здание мечети построено в 1798 г. на средства купца Мусы Мамяша. Прихожане Г. м. образовали пятый по счету мусульманский приход в Казани, отсюда эта мечеть известна и как Пятая соборная. Ограда участка возведена в XIX в. из кованых ажурных решеток на каменных столбах с высоким цоколем.
Г. м. относилась к типу двухзальных с минаретом на крыше. В настоящее время после многократных перестроек это — протяженное прямоугольное в плане со скошенными углами в южной части и пристроем с северной стороны здание под многоскатной крышей. В конце XVIII в. были выстроены средняя часть мечети и примыкавший к ней с северной стороны более узкий по ширине вестибюльный объем в два окна. Залы освещались 9 окнами на продольных фасадах. На толстую поперечную стену между залами опирался восьмигранный трехъярусный минарет под шатром. Симметричное решение продольных фасадов, раскрепованных ризалитом в 5 окон, не соответствовало внутренней структуре зального объема. Ложный оконный проем, которым скрывалась толстая поперечная стена, располагался не по оси ризалита, как в мечети Иске Таш и других с аналогичным объемно-планировочным решением, а смещен от нее вправо. Основной молельный зал в первоначальном объеме мечети освещался пятью парами, второй— тремя парами окон. Ось симметрии боковых фасадов подчеркнута треугольной люкарной с полукруглым окном. Прямоугольные окна вписаны в плоские арочные ниши и завершены треугольными сандриками (над окнами нет первого этажа). Остальные окна второго этажа завершены полочкой на консольках, а первого этажа — полукруглыми сандриками. Вестибюльный объем и мечеть были покрыты двускатными крышами. Этажи разделены карнизом. По низу и выше окон протянуты полочки. Венчающий карниз декорирован зубчиками.
В 1882 г. по проекту архитектора П.И.Романова мечеть была расширена в южном направлении на средства купца И.С.Уршаева. В 1897 г. на средства купцов М.И.Галеева и И.Г.Иманкулова мечеть была расширена с южной и северной стороны, покрыта многоскатной крышей, увенчана трехъярусным минаретом на прежнем месте и небольшой восьмигранной башенкой с шатровым завершением над южным пристроем. Помимо основного входа с северной стороны появился вход в южной части восточного фасада. Оформление фасадов пристроев было выдержано в стилевом единстве с фасадами первоначального объема мечети.
В 30-е гг. XX в. сломали минарет, башенку в южной части, произвели перепланировку этажей с пробивкой дверей на первом этаже и в михрабе. Интерьеры не сохранились.
С 10-х гг. и вплоть до 80-х гг. XIX в. службой в Г. м. руководили муллы из семьи Сагитовых— сторонники консервативного направления в общественной жизни татар. Они же учредили (в 1814 г.) приходскую школу (мадраса) со старометодным обучением. Последний мулла Г. м. из дома Сагитовых стал прототипом литературного героя сатирической повести Ф.Амирхана «Фатхулла Хазрет». В начале XX в. благодаря усилиям педагога-реформатора Г.Баруди (Галеева) приход (махалла) Г. м. становится центром общественно-политической активности татарской части Казани. Г.Баруди создает в приходе Г. м. крупнейшую новометодную школу — мадрасу Мухаммадийа. После отстранения Г.Баруди от должности имама-хатиба. Г. м. и руководителя мадрасы эти обязанности исполнял его младший брат Абдурахман/‘Абд ар-Рахман Галеев, учившийся в течение двух лет в османской Турции и Хиджазе. До возвращения из ссылки Г.Баруди и восстановления его в должности старшего муллы Пятой соборной мечети (1913 г.) А.Гашеев поддерживал в мадрасе Мухаммадийа дух новаторства и новометодного обучения.
В начале XX в. в приходе Г. м. насчитывалось 690 душ мужского пола при 75 домовладельцах.
Лит-ра: Халитов. Архитектура мечетей, 100–103, 133; Салихов, Хайрутдинов. Памятники, 118–119.
Х.Г.Надырова