Давра (араб., перс.-тадж., «круг») — ритуал выкупа грехов человека после его смерти. Распространен у всех народов Средней Азии, кроме памирцев-исма‘илитов, живущих в Горном Бадахшане. В письменной традиции ритуал называется фидйа (араб., «выкуп», «искупление»).
Д. имеет множество вариантов. Обычно ритуал совершается после обмывания и чтения заупокойной молитвы (джаназа), в мечети, на кладбище или в доме умершего. Иногда Д. совершается до или во время обмывания. В ритуале участвует нечетное число человек: нечетная цифра считается символом траура. Это могут быть родственники либо члены общины. Среди них обязательно присутствует мулло (мулла), иногда в Д. участвуют только муллы. Участники ритуала садятся в круг, и мулло считает количество грехов, совершенных человеком за всю его жизнь. По правилу грехом считается каждый непрочитанный намоз (намаз) и каждый неисполненный день поста. Фактически считается количество лет, прожитых умершим (плюс один год в утробе матери), из которых вычитаются детские безгрешные годы (у женщин— 9 лет, у мужчин— 12 лет), а также годы, когда человек регулярно читал намозы и держал пост. После этого количество грехов умножается на условную меру выкупа. За такую меру принимается определенное количество зерна, которое заменяется или дополняется тканями (иртыги) и деньгами (хайрот). Мулло берет условный выкуп (горсть зерна, деньги), предоставляемый родственниками умершего, и передает его одному из сидящих в кругу людей, тот возвращает его мулло, после чего мулло повторяет действие, отдавая выкуп другому участнику ритуала, пока не обменяется им со всеми. Иногда выкуп передается по кругу. Каждый, кто принимает выкуп, читает молитву с просьбой об искуплении грехов умершего. Иногда мулло передает выкуп несколько раз только одному человеку, согласившемуся взять на себя грехи умершего. В прошлом таким человеком в некоторых регионах Средней Азии мог быть профессиональный обмывальщик покойников (мур-дагиуй). Иногда многократная передача выкупа заменяется прочтением молитвы. На этом ритуал завершается. Зерно берет себе мулло или какой-нибудь бедняк. Деньги и ткани делят между всеми участниками ритуала, после чего умершего хоронят.
Основные различия в проведении Д. касаются самого выкупа. В наиболее архаичных вариантах ритуала им может быть только лошадь (или верблюд). Тогда мужчины, сидящие в кругу, передают друг другу уздечку столько раз, сколько нужно для выкупа грехов умершего. Затем лошадь продают и вырученные деньги тратят на проведение поминок.
Необходимость исполнения ритуала Д. часто подвергалась сомнению (в том числе Духовным управлением мусульман Средней Азии и Казахстана). В последнее время традиционные похоронно-поминальные обряды стали объектом критики со стороны мусульманских религиозных деятелей. Более умеренно настроенные реформаторы ссылаются на то, что похоронно-поминальные обряды, в том числе Д., требуют больших расходов, которые людям не по силам. Более жесткую позицию занимают ваххабиты. Они видят в этих обрядах много нововведений (бид’а), которые не соответствуют букве и духу первоначального ислама. Одно из требований ваххабитов — отказ от ритуала Д., который не упоминается в мусульманских священных текстах и, кроме того, позволяет личную ответственность мусульманина за свои поступки подменить безличной коллективной ответственностью. Современные защитники Д. утверждают, что ритуал вовсе не означает выкупа грехов, а является всего лишь формой поминания умершего и одаривания почетных гостей.
Лит-ра: М. Рахимов. Обычаи и обряды, связанные со смертью и похоронами у таджиков Кулябской области И Известия Отд. общественных наук АН Таджикской ССР. Душ., 1953, 3, 117— 118; М.С.Андреев. Материалы по этнографии Ягноба (записи 1927-1928 гг.). Подгот. к печ. А.К.Писарчик. Душ., 1970, 134-137; А.К.Писарчик. Смерть. Похороны // Таджики Каратегина и Дарваза. Душ., 1976, 3, 132-134; Н.С.Бабаева. Давра— обряд выкупа грехов умершего (по материалам Кулябской области) // Этнография Таджикистана. Душ., 1985, 58-64; она же. Древние верования, 55-66.
С.Н.Абашин