ДА̄’ӮД (или Да̄вӯд) — коранический персонаж, пророк и царь, идентичен библейскому Давиду. В Коране упоминается один или вместе с сыном Сулайманом как праведник, находившийся под особым покровительством Аллаха, который сделал его своим наместником (халифа), даровал ему власть, мудрость, знание, красноречие. Аллах ниспослал Да’уду забур («псалмы») и подчинил ему горы и птиц, которые вместе с ним славили Аллаха. Да’уд был первым, кто стал обрабатывать металлы («Мы смягчили ему железо»), Аллах научил его делать кольчуги.
Да’уд убил Джалута (Голиафа), врага израильтян, с которым не мог справиться Талут (Саул), и Аллах даровал ему царство и поручил ему судить людей. Коран сообщает о том, как Да’уд рассудил двух человек, вместе с Сулайманом принимал решение по поводу потравленного скотом поля, сурово наказывал тех, кто уклонялся от веры в Аллаха (2:251/252; 4:163/161; 5:78/82; 21:78—80; 27:15—16; 34:10; 38:17/16—30/29).
В послекоранических преданиях и комментариях подробно рассказывается о борьбе Да’уда с Джалутом, о его женитьбе на дочери Талута, о зависти Талута и его попытках убить Да’уда, о. бегстве Да’уда и его спасении в пещере. Объясняется, какой проступок имеется в виду в Коране (38:22/21—25/24): Да’уд отнял жену у своего военачальника Урии. Коранические замечания о наказании неверных (5:78/82) соединяются в историю о том, как жители Айлы были превращены в обезьян за то, что не соблюдали субботу — ловили по субботним дням рыбу. По поводу совместного суда Да’уда и Сулаймана рассказывается, что Да’уд присудил хозяину потравленного поля погубивший его посевы скот, а Сулайман предложил передать ему скот на то время, пока посевы взойдут вновь, чтобы он получил приплод и шерсть.
Да’уд-певец, неустанно славящий Аллаха,— популярная фигура у мусульманских мистиков. В народных верованиях Да’уд считается покровителем ремесленников, работающих с металлом. Да’уд — самый почитаемый из пророков у секты даудитов в Иракском Курдистане. Мусульмане почитают могилу Да’уда в Бейт-Лахме.
Как создатель кольчуги Да’уд был известен в доисламской Аравии, в этом качестве его упоминают джахилийские поэты. Известны были, видимо, и псалмы.
Коранические упоминания о горах и птицах обычно считают отзвуком содержащегося в псалмах обращения к горам и птицам с призывом восславить бога. Некоторые элементы коранических представлений о Да’уде (например, о его мудрости и его деятельности судьи), возможно, появились в Коране как стилистическая параллель известным качествам Сулаймана, с которым Да’уд часто упоминается в паре. Эпизоды судебных решений Да’уда восходят к истории о Давиде и Соломоне, но прямые прототипы указать невозможно, их, видимо, и не было. В целом же Коран поместил элементы разных представлений и легенд в характерный для него контекст образа, доказывающего, что все славные фигуры прошлого обязаны Аллаху своим могуществом и признавали это. Коранический образ Да’уда был, видимо, частью полемики с йасрибскими иудеями. Комментаторы широко использовали собственно иудейский материал и приблизили коранического Да’уда к его библейским истокам.
Лит-ра: ат-Табари. Та’рих, 1, 554—556, 559—572; он же. Тафсир, 17, 37—41, 23, 86—98; ас-Са‘лаби. Кисас, 152—164; ал-Киса’и. Кисас,, 250—278; ал-Байдави. Тафсир, 1, 129—130, 2, 184—186; Horovitz. Untersuchungen, 109-111; Speyer. Erzählungen, 372—383; Beltz. Sehnsucht, 168—170; Gaudefroy-Demombynes. Mahomet, 370— 372; B. Carra de Vaux. Da’ud.— EI, 1, 967: R. Paret. Dawud.— EI, NE, 2, 182.
М.Б.Пиотровский