ДЖИНН (ед. ч. джиннӣ; синоним джанн) — джинны, мифологические существа, одна из трех категорий якобы сотворенных Аллахом разумных существ (две другие — ангелы и люди). Согласно Корану, джинны созданы из бездымного огня, имеют воздушные или огненные тела, способны принимать любое обличье, выполнять сложные работы. Жили на земле еще до сотворения Адама, обычно враждебны людям (6:112, 118—130; 15:27; 37:158; 41:29; 46:18/17; 51:56; 55:15/14). Согласно преданию, они бывают мужского и женского пола, живут в пустынях, в горах и лесах; имеют несколько категорий, среди них — гул, ‘ифрит, си‘лат. К джиннам предание иногда относит и шайтанов.
Согласно Корану, Мухаммад был послан Аллахом и к людям, и к джиннам. Часть джиннов, услышав чтение пророком Корана, уверовала и стала распространять ислам (72:1 — 17; 46:29/28—32/31). Другие же продолжали творить злые дела, следуя за Иблисом и составляя вместе с шайтанами его воинство. Как и все неверующие, они обречены на муки в джаханнаме (7:3836, 179/178; 11:119/120). Джиннам поклонялись язычники (34:41/40). По приказу Аллаха большое число джиннов служило Сулайману, они строили для него храм и дворцы, доставили в мгновение ока трон царицы Савской (34:12/11 —14/13; 27:17′, 38—42). Джинны могут вызвать болезнь, причинить страдания, могут вредить человеку, но могут и помочь ему.
Мусульманские богословы, признавая реальность существования джиннов, предпочитали не рассуждать о них подробно. Мусульманская литература художественно-назидательного характера полна рассказов о джиннах, об их любовных историях, о хранимых ими сокровищах, об их попытках искушать аскетов. Джинны с их способностью творить чудеса были любимыми персонажами народной литературы и фольклора мусульманского средневековья, в частности сказок цикла «1001 ночь».
Один из главных аспектов мусульманской магии— попытки подчинить себе джиннов и использовать их способность творить чудеса. По сей день широкой популярностью пользуются книги-руководства по покорению джиннов.
Джинны— почти полностью вошедшая в ислам часть доисламских народных верований Аравии. Для жителей Внутренней Аравии VI—VII вв. весь окружающий их мир — пустыни, горы, камни и деревья — был населен джиннами; они считались в основном враждебными людям, но их можно было задобрить, поклоняясь им и принося жертвы, у них можно было искать помощи. (К. 6:100, 128; 37:158; 72:6). Джинны, как и шайтаны, помогали прорицателям (кахинам) и поэтам (ша‘ирам) получать вдохновение из потустороннего мира. Соплеменники Мухаммада считали и его речи внушенными джиннами. Коран включил джиннов в мусульманскую, картину мира, дав исламское объяснение тому, что для аравийцев начала VII в. было безусловной реальностью. В дальнейшем мусульманский образ джиннов вобрал в себя многие элементы фольклорного и религиозного наследия принявших ислам народов.
Лит-ра: ат-Табари. Тафсир, 29, 64—78; ал-Казвини. ‘Аджа’иб, 3618—37-4; ал-Байдави. Тафсир, 2, 361; аш-Шибли. Акам ал-марджан; ад-Дамири. Хайат, 170—181; Ни‘ма. Ал-Джинн фи-л адаб ал-‘араби. Бейрут, 1981; van Vloten. Dämonen, 7—8; Eickmann. Die Angelologie, 13—16; Eichler. Die Dschinn; J. Chelhod. Les structures du sacré chez les arabes. P., 1964, 70—73; T. Fahd. Anges, démons et djinnes en Islam.— Genies, anges et démons. 8. P., 1971; J. Henninger. Geisterglaube bei den vorislamischen Arabern.— J. Henninger. Arabia Sacra. Freiburg, 1981, 118—169; Waardenburg. Changes; D. B. Macdonald, [H. Massé]. Djinn.— EI, NE, 2, 546—548.
M.Б.Пиотровский