ДЖУМ‘А (йаум ал-джум‘а — «день собрания») — пятница, праздничный день у мусульман, день теоретически обязательного сбора совершеннолетних, здоровых, свободных мусульман в мечеть для полуденной пятничной молитвы и слушания проповеди (хутбы).
Возникновение особого дня собраний у мусульман следует относить к мединскому периоду жизни пророка Мухаммада. В Медине, частично населенной иудеями, пятница — канун праздничного дня иудеев, субботы,— была традиционно базарным днем. Проведение молитвенных собраний в пятницу позволяло большинству мусульман присутствовать на них, сочетая свои торговые интересы и религиозные обязанности. Кроме того, это способствовало пропаганде ислама, т. к. значительно расширяло аудиторию, к которой обращался Пророк.
Несмотря на то, что полдень — самое жаркое время дня, эти часы были выбраны для молитвы, так как именно тогда заканчивалась торговля (см. К. 62:9—П). Особенности возникновения джум‘а обусловили тот факт, что пятница является праздничным, но не обязательно нерабочим днем у мусульман.
Посещение мечети для пятничной молитвы всегда было религиозно-политической обязанностью и ассоциировалось с выражением лояльности правителю, имя которого поминалось в хутбе. Обязательность присутствия на пятничной молитве оказала влияние и на архитектуру, вызвав появление специальной соборной мечети (масджид ал-джум‘а, масджид ал-джами‘), способной вместить большое число молящихся.
Пятничной молитве (салат ал-джум‘а, намаз-и джум‘а) предшествует азан. Далее следуют молитва из двух рак‘атов, хутба и еще одна молитва из двух рак‘атов.
Бытует множество народных легенд о праздновании джум‘а на небесах. Праздник называется «днем щедрости [Аллаха]» (йаум ал-мазид, букв, «день добавки»). Сегодня в большинстве мусульманских стран пятница официально признана нерабочим днем.
Лит-ра: Sell. Faith, 265—271; S. D. Goitein. Le Culte du Vendredi musulman: son arrière-plan social et économique.— Annales. ESC, 1958, 488 — 500; он же. Beholding Gog on Friday.— IC. 1960, 34, 63—68; он же. The Origin and Nature of the Muslim Friday Worship.— Studies in Islamic History and Institutions. Leiden, 1966, 111 —125; N. Calder. Friday Prayer and the Juristic Theory of Government: Sarakhsi, Shirazi, Mawardi.— BSOAS. 1986, 49, 35—47; S. D. Goitein. Djum‘a.— EL NE, 2, 592—593.
Е.А.Резван